Выборы в Беларуси. "Лукашенко кинул Европу"

29 сентября 2008, 13:06
Голосование состоялось в атмосфере апатии избирателей и готовности спецназа. Оппозиция не прошла

Несогласные. Вечером в день выборов на улицы Минска вышла немногочисленная поддержка оппозиции. Фото AFP

СМОТРИТЕ ВИДЕО: МАССОВЫЕ ПРОТЕСТЫ ОППОЗИЦИИ

И ФОТОРЕПОРТАЖ

Реклама

Белорусская оппозиция вчистую проиграла парламентские выборы, не оправдав ни зыбких надежд, ни смелых прогнозов. О том, что в парламенте 4-го созыва оппозиционеров не будет (на выборах 11 оппозиционных партий выступали единым блоком под названием Объединенные демократические силы), председатель Центризбиркома Лидия Ермошина заявила еще в понедельник утром. "Никто из представителей оппозиции не прошел", — сказала она.

И сомнений в том, что выборы состоялись, у нее нет: по данным ЦИК, явка составила 75,3%, серьезных нарушений не зафиксировано, и жалоб на использование админресурса не было. Наблюдатели от СНГ и ОБСЕ, коих в общей сложности в Беларуси было 925 человек, тоже пока особых претензий к белорусским выборам не высказали, а миссия от СНГ уже даже официально признала их свободными и демократичными. И пенять оппозиции, по мнению главы ЦИК, не на кого — не прошли оппозиционеры только потому, что "оппозиционность" в Беларуси стала "немодной", считает Ермошина. "Боязнь резких телодвижений, нежелание резко изменить жизнь, что вполне могло произойти при избрании представителей оппозиции, и привело к данному результату", — так объяснила Еромошина тот факт, что белорусы проигнорировали оппозицию.

Доля истины в ее словах есть, считает белорусский политолог Роман Яковлевский. "Проигрыш оппозиции — это результат и слабости оппозиции, и подтасовки голосов. Оппозиция действительно в кризисе — она слаба и разношерстна, ведь при жестком режиме физически не может быть сильной оппозиции. И потому те, кто пошел на выборы, тоже к оппозиционерам относятся очень по-разному, — рассказал "Сегодня" Яковлевский. — А во-вторых, среди населения доминирует апатия — люди уверены, что от того, что они пойдут на выборы, ничего не изменится, и потому поехали копать картошку. Явка завышена — это факт, и подтасовки были, но дело и в самой оппозиции".

Реклама

Демонстрацией бессилия и отчаянья белорусских оппозиционеров стала и обещанная ими накануне выборов акция протеста в центре Минска. Как и обещала оппозиция, в воскресенье вечером на Октябрьской площади Минска собрались митингующие — с намерением добиваться справедливого подсчета голосов. По словам Яковлевского, она была немногочисленной, и поддержки обывателей не нашла. "Да, был Козулин, был Милинкевич, — рассказывает политолог, лично бывший на митинге. — Но на площади собрались немногие, в основном молодые ребята. Окрестные дворы были забиты спецназом. Свое дело сделали апатия и страх. Хотя были и такие, которые подходили и под объективами камер спецслужб жали руку Козулину — надо здесь жить, чтобы понимать, каково решиться на это".

Ситуации в стране "беспрецедентно демократичные", как обещал президент Александр Лукашенко, выборы не изменили. "Никто и ничего не сделает за белорусский народ, – говорит Яковлевский. – Но может наступить и такой момент, когда Лукашенко перестанет соответствовать интересам своего же окружения — а за годы его единоличного правления сформировалась уже достаточно широкая прослойка богатых и сильных людей".

"ЛУКАШЕНКО КИНУЛ ЕВРОПУ"

Реклама

Европейские политики, рассчитывавшие на либерализацию ситуации в Беларуси, потерпели еще большее поражение, чем оппозиция. "Я не знаю, какие характеристики выборов им сейчас озвучить, потому что Лукашенко их просто "кинул", — заявил один из лидеров оставшейся не у дел оппозиции Анатолий Лебедько. — Президент Беларуси поставил Европе самый настоящий капкан — ей не остается ничего, кроме как признать воскресный фарс легитимными выборами или хотя бы признать "прогресс". В противном случае Лукашенко пригрозил полностью прекратить диалог с ЕС".

"Это была игра, которую затеял Брюссель, чтобы оторвать Лукашенко от России своими подачками, — говорит политолог Яковлевский. — Европа негласно обещала Лукашенко 10 млрд евро, и Лукашенко подыграл — выпустил политзаключенных, пустил наблюдателей. Но в системе ничего не изменилось, а наблюдателей подпустили к столам подсчета голосов на расстояние 4 м, вместо 15-ти, как раньше. Со стороны Европы имело место или полное непонимание ситуации в Беларуси, или чьи-то корыстные цели".