Юбилей Восточного партнерства: в Брюсселе подвели итоги, но есть ли повод праздновать

19 мая 2019, 07:41
Евросоюз намерен проводить неформальные дискуссии по сбору предложений от стран-участниц о том, как можно качественно улучшить политику Восточного партнерства

/ Фото: AFP

Восточное партнерство отмечает юбилей. Ровно десять лет назад на учредительном саммите в Праге Евросоюз дал старт амбициозному проекту, главной целью которого было укрепить отношения между ЕС и шестью странами постсоветского пространства, способствовать установлению там демократии и проведению реформ. Украина, Грузия и Молдова за это время подписали Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли (DCFTA), и получили безвиз. Армения подписала Соглашение о партнерстве с ЕС на саммите Восточного партнерства в Брюсселе в 2017 году, но лишь политическую часть, поскольку ранее вступила в Таможенный союз с Россией. Между Азербайджаном и ЕС действует еще "старое" Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное в середине 90-х. А вот аналогичное Соглашение с Беларусью Брюссель так и не ратифицировал из-за установления там авторитарного режима. 

Спустя десять лет для всех стало очевидно, что Восточное партнерство нужно менять. Уже ассоциированным Украине, Грузии и Молдове нужны новые стимулы продолжать евроинтеграцию, поскольку по темпам сближения с ЕС они ушли далеко вперед своих коллег. Беларусь, Армения и Азербайджан не хотят и не могут вырваться из орбиты влияния Москвы, поэтому для них Брюссель должен выработать отдельный механизм сотрудничества, который бы в Кремле не расценивали как угрозу. Правда, прошедшая на этой неделе в европейской столице юбилейная конференция Восточного партнерства показала нежелание ЕС что-либо менять, по крайней мере до конца года, пока после выборов в Европарламент не сформируется новый состав Еврокомиссии и Совета ЕС.

Реклама

Кризис формата

Саммиты в рамках Восточного партнерства проходят каждые два года. Первый учредительный в 2009 году состоялся в Праге. Уже через два года партнеры встретились в Варшаве, а в 2013-м в Вильнюсе, где Виктор Янукович отказался подписать Соглашение об ассоциации, о чем, по словам президента Совета ЕС Дональда Туска, потом пожалел. Украина за свой европейский выбор заплатила высокую цену: Небесная сотня, аннексия Крыма и война с Россией на Донбассе, которая за пять лет унесла почти 13 тысяч жизней. 

В Евросоюзе этого никто не оспаривает. Но о том, что именно негласное вето России является, пожалуй, главным препятствием будущего вступления Украины в ЕС, говорят неохотно. Лидеры ЕС ограничиваются общими фразами о том, что пообещать нам европейскую перспективу не могут, поскольку среди стран-членов Евросоюза нет консенсуса. Но на практике они предпочитают лишний раз не провоцировать Россию. 

"На самом деле Владимир Путин и его банда хотят, чтобы бывшие колонии Кремля оставались слабыми. На их фоне Россия бы хорошо выглядела, и ими легче управлять.  Растущее влияние ЕС было в глазах Кремля серьезной стратегической угрозой, и Россия была готова на многое, чтобы этому противостоять. ЕС мог и должен был сказать России: "Мы не ожидаем, что вам это понравится.  Мы сделаем все возможное, чтобы сделать это аппетитным. И не сомневайтесь, что мы это сделаем. Помните: мы в три раза превосходим вас по населению, и в десять раз по ВВП. Так что не мешайте". Это был язык расширения НАТО. И это сработало. Россия уважает и принимает только силу. Но Восточное партнерство пахло слабостью и путаницей. У ЕС не было возможностей и силы воли для амбициозной восточной политики. А Кремль имел и то и другое", – пишет старший вице-президент Центра анализа европейской политики (CEPA) Эдвард Лукас в статье "Десятилетие Восточного партнерства. Причина для размышлений, а не радости".

Реклама

После подписания DCFTA и получения безвиза, Украина, Грузия и Молдова настаивали на перспективе членства, которую Брюссель предоставить не готов. Более того, в ЕС наоборот говорили, что уже ассоциированные страны-партнеры должны продолжать работать в рамках Восточного партнерства вместе с Беларусью, Арменией и Азербайджаном, мол, формат себя не исчерпал, продолжая не замечать тектонический раскол по линии Москва-Запад. Очередные существенные противоречия наметились во время очередного саммита в 2017 году в Брюсселе, который рисковал закончиться без итоговой декларации из-за упоминания о российской агрессии. В итоге, по настоянию Беларуси и Армении эту строчку из документа убрали, как и не вспомнили о перспективе членства для уже ассоциированных стран. 

Без саммита и конкретики

Правда, очередная встреча через два года там же в Брюсселе оказалась еще хуже предыдущей. Во-первых, в ЕС понизили саммит Восточного партнерства, который по графику должен был пройти в этом году, до уровня конференции. Во-вторых, открывая заседание министров иностранных дел ЕС и стран участниц, глава европейской дипломатии Федерика Могерини сказала, что они начнут обсуждение с Ливии, и лишь где-то в конце вспомнила о юбилее Восточного партнерства. В-третьих, конференция закончилась без итоговой декларации, которую заблокировал Азербайджан, настаивая на упоминании там территориальной целостности, имея в виду Нагорный Карабах, оккупированный Арменией

Пока министр иностранных дел Чехии Томаш Петршичек поддерживал предоставление уже ассоциированным странам перспективы членства, президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер как всегда шутил: "Мой спич на французском, потому что все понимают английский, но никто не понимает Великобританию". 

Реклама

В целом лидеры ЕС ограничивались лишь общими фразами о необходимости продолжать политику Восточного партнерства, настаивая на прекрасных результатах десяти лет. И лишь польский министр иностранных дел Яцек Чапутович (идея создания политики Восточного партнерства принадлежит Польше и Швеции) открыто говорил об агрессии России и необходимости обновить формат. Во-первых, он предложил создать "Соглашение об ассоциации +": зону свободной торговли между шестью странами-участницами и дипломатический секретариат стран Восточного партнерства в Брюсселе. Во-вторых, Чапутович вспомнил опыт Вышеградской четверки, предложив ввести институт ежегодного председательства. Но представить, что представители Армении поедут в председательствующий Азербайджан, или наоборот, просто невозможно, как и поверить в создание зоны свободной торговли между ними.

Петр Порошенко, выступая на конференции, предложил инициативу четырех союзов: цифрового, энергетического, таможенного и шенгена. Идея не новая. Украина уже предлагала это на саммите Восточного партнерства в Брюсселе в 2017 году. Но тогда инициативу раскритиковали, поскольку таможенный союз не выгоден самому Киеву, а в Шенген нас не возьмут. Но даже о совместном цифровом и энергетическом рынке в Брюсселе говорят неохотно. На следующей неделе выборы в Европарламент, после которых осенью сменится состав Еврокомиссии, исполнительного органа ЕС, и президент Совета ЕС, от которого как раз и зависит не только проведение саммитов, но и их содержательная часть. Очевидно, что уходящий состав руководителей не хочет брать на себя ответственность и предлагать что-то новое, особенно в рамках Восточного партнерства, к которому приковано пристальное внимание России. 

По словам руководителя международных программ Центра глобалистики "Стратегия XXI" Виталия Мартынюка, прошедшая в Брюсселе юбилейная конференция Восточного партнерства была, скорее, церемониальной, чем взглядом в будущее. 

"Украине нужен пересмотр Восточного партнерства с практическим внедрением принципов "больше за большее" и "дифференциация". На практике, страны, которые подписали соглашения об ассоциации и имеют положительные результаты их имплементации, получают перспективу членства. Для начала, в рамках Восточного партнерства можно создать "пространство ассоциации". Затем можно провести саммит (по примеру Саммита в Салониках в 2003 году для Западных Балкан), на котором зафиксировать перспективу членства в ЕС. Это бы дало четкий ориентир странам-партнерам и продемонстрировало политическую решимость и четкое видение Брюсселя", – написал в своем Facebook Виталий Мартынюк по результатам юбилейной конференции. 

Источники сайта "Сегодня" в Еврокомиссии не исключают, что до конца этого или в начале следующего года может пройти полноценный саммит Восточного партнерства. Правда, все будет зависеть от политической воли нового состава Европарламента, Еврокомиссии и Совета ЕС. А пока Евросоюз намерен проводить неформальные дискуссии по сбору предложений от стран-участниц о том, как можно качественно улучшить политику Восточного партнерства, чтобы каждый получил дополнительные стимулы для дальнейшего сближения с ЕС. Оформить их в новую инициативу могут уже на следующем саммите, но, опять-таки, все будет зависеть от политической воли и палитры нового Европарламента.