За год ученые добыли лазер из печени и получили свет в вакууме

23 декабря 2011, 06:51
Журнал The Nature собрал самые интересные изобретения, сделанные учеными в этом году

Краб. Выращивает на себе еду, фото nature.com

Авторитетный международный журнал The Nature составил рейтинг самых интересных открытий 2011 года. На первом месте — изыскание, что вакуум может испускать свет, если в него в полную темноту поместить зеркало или его аналог. Шведские ученые выяснили это, поместив в вакуум пластину сверхпроводящего квантового интерферометра, от которого при быстром перемещении отбилось отражение виртуальных фотонов. Т.е. ученые получили элементарные частицы буквально из ничего.

На втором месте оказались нейтрино-субатомные элементарные частицы, обладающие пусть очень маленькой, но все же массой, которые удалось разогнать до скорости, превышающей скорость света, что невозможно с точки зрения теоретической физики. Это необъяснимое явление вот уже три года наблюдают 160 сотрудников Европейского центра ядерных исследований в Швейцарии.

На третьем месте — "волосатый" глубоководный краб, выращивающий на своем панцире колонии бактерий, которыми потом и питается. Читатели The Nature за "лохматость" прозвали его "йети". Краб сумел обойти открытие генетиков из США, что в древние времена половой орган мужчин был с пупырышками, как, к примеру, у шимпанзе (5-е место) и создание вакцины против СПИДа, которая, правда, подействовала пока только на лабораторных мышей (6-е место).

В рейтинг также вошли так называемые "солнечные камни" викингов, которые позволяли скандинавским мореплавателям ориентироваться при навигации — по сути, компасы. Международная команда ученых предположила, что речь идет о кристаллах минерала шпат, распространенного в Исландии. В отшлифованном виде они отфильтровывают поляризованное излучение Солнца, что позволяет ориентироваться в океане даже в пасмурную погоду.

Отметили и "живой лазер", который ученые Гарварда исхитрились добыть из человеческой печени. В результате эксперимента клетка печени начала испускать направленный луч зеленого цвета, видимый невооруженным глазом.