Железная дорога в Украине и Польше: хаос и езда в тамбуре

3 мая 2012, 13:39
Как и почем украинцы и поляки ездят в общественном транспорте.

Центральный вокзал. Перроны и поезда упрятали под землю. Фото: Д. Гомон

Мы продолжаем спецпроект "В Польше — так, в Украине — так". Сегодня мы сравним транспорт, которым пользуются поляки и украинцы, расскажем, на чем мы ездим и сколько за это платим.

Читайте главный материал темы: Поляки ездят в 6 раз дороже, чем украинцы, и не знают, что такое троллейбус и маршрутка

Реклама

Вид транспорта в Польше, вызывающий больше всего критики, — это железная дорога. "Собственников несколько и качество поездов у них сильно отличается. В целом же система очень хаотичная", — делится житель Варшавы Аркадиуш. На собственном опыте могу подтвердить — сходу разобраться в системе железнодорожного транспорта не получится. Эконом-вариант — ехать в скором поезде типа TLK. У них, кстати, есть даже имена: например, из Варшавы во Влоцлавек я ездил на "Копернике". Это 181 км и два часа в пути. Билет в первый класс — 64 zl (161 грн), во второй — 43 zl (108 грн).

На первый взгляд разницы в классах не заметить: каждые 6 мест — это нечто вроде купе с прозрачной уезжающей в стену дверкой. Разве что в первом классе сиденья и подлокотники чуть шире. Но когда я возвращался из Влоцлавека в Варшаву в день окончания пасхальных празднеств, я понял, что принципиальная разница вовсе не в широте сидений. Места во втором классе продают без места и в неограниченном количестве. В первый — только с фиксированным местом. В итоге со своим билетом второго класса я возвращался в польскую столицу, сидя на полу в тамбуре в окружении толпы поляков. Один парень ухитрился даже поместиться в переходе между вагонами и выдул за два часа две бутылки пива. Явление скорее из ряда вон — пить в поездах уже давно запрещено, и за этим следят камеры. Парня спасало лишь теснота — народу в проходе в вагоне набилось столько, что проводники не рискнули даже билеты проверять. И такое, как говорят поляки, наблюдается часто — например, в сезон отпусков переполненные поезда идут к морю и в горы.

ВИДЕО: Как в Польше ездят поезда

Реклама

Политобозреватель и общественный деятель Марчин Войцеховский рассказал мне, что лично он нашел прекрасную альтернативу железной дороге: "Из Вроцлава в Варшаву билет стоит 120 злотых, а билет на самолет я купил за 98. Столько он стоил у новой бюджетной авикомпании. Она вышла на рынок в апреле и борется за клиентов. Впрочем, из-за них и LOT тоже начал снижать цены. Самолет становится популярным видом транспорта, просто поляки еще не привыкли, что по такой маленькой стране можно летать".

ЭЛЕКТРИЧКА. Варшава — это агломерация, включающая много пригородов и городов-спутников. Их жители на работу ездят на пригородных автобусах и электричках: есть три линии скоростной (SKM) и одна — пригородная (WKD). Удобно, что в них действуют те же билеты, что и в других видах городского транспорта. К началу Евро-2012 должны запустить линию, которая соединит центральный ж/д вокзал с аэропортом Шопена.

В Киеве городскую электричку ввели совсем недавно, ходит она по кольцу и стала неплохим подспорьем для жителей левобережья, работающих на правом берегу. Билет или жетончик нужно покупать отдельно за 1,7 грн. "Утром она ходит с периодичностью раз в 15 минут, и это очень удобно. А вот примерно с 10.30—11.00 она перестает курсировать, и так до вечера", — делится впечатлениями киевлянка Ирина Мищук. Есть у нас и проект строительства железной дороги с центрального ж/д вокзала в аэропорт "Борисполь" ("Воздушный экспресс"), но его только начали реализовывать.