Жители Гори: "Когда начали бомбить, мы забыли про документы. Главное было выжить"

18 августа 2008, 07:55
Люди уходили из городов, в чем были, в машинах сидели в три ряда, некоторые шли пешком через лес.

Беженцы. Фото AFP

В воскресенье войска РФ оставались на грузинской территории — в крупных городах Гори и Зугдиди, и контролировали несколько десятков сел. Вооруженные силы непризнанной республики Абхазия при поддержке российских войск установили контроль над территорией вокруг Ингурской ГЭС и 13 грузинскими деревнями. Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что российские танки заняли город Боржоми, это опровергло Минобороны РФ. Десятки тысяч грузинских беженцев остаются в тбилисских школах, детсадах и у своих родных.

"Не пускают нас в Гори. Мы попытались туда вернуться, но не пускают ни нас, ни журналистов, — пожаловался нам директор музея Сталина Роберт Маглакелидзе. — Наш музей защищает оставшаяся там сотрудница. Но она — пожилая женщина. Вообще в Гори остались только пенсионеры. Все, кто мог уехать — уехали. Через наших знакомых мы узнали, что наш музей не тронут, там не было обысков и никто не хозяйничает. Танки в Гори остаются и связи все еще нет".

Реклама

"Из Гори мы ушли после второй бомбардировки, — рассказала "Сегодня" президент женской неправительственной организации "Мать региона Картли" Асмати Бежанишвили. — После первой бомбежки, которую мы пересидели в подвале, мы подумали, что русские целились по танковой базе и что больше нас бомбить не будут. Но когда снова послышались взрывы, когда начали гореть жилые дома, мы побежали из города, в чем были. Я была в домашнем халате... В подвалах оставались одни старики. Никакой организованной эвакуации не было — никто не ожидал, что будут бомбить мирные объекты. Мы вообще не могли представить, что русские перейдут нашу границу. Кто имел свои машины, уезжали на них. Люди набивались в городской транспорт. Народ брал попутчиков. У нас в машине родственники и друзья сидели в три ряда. Я бежала из дома, успела прихватить только документы. Уехала прямо в тапочках в Тбилиси. А потом, как пошли слухи, что танки едут на Тбилиси, мы и оттуда ночью бежали".

Житель Гори Эльзар рассказал нам, что вместе со своими сыновьями 17-ти, 14-ти и 13-лет он пешком ушел из города: "Когда начали бомбить, мы просто побежали. Мы не думали о том, что нужно было домой зайти, взять документы, вещи. Главное было — выжить. В какую-либо машину влезть не удалось. Пошли пешком по лесам — боялись выходить на дорогу, а вдруг ее будут обстреливать. Часов восемь шли, а потом нас добрые люди довезли до Тбилиси".

Жительница одного из сел Горийского района, которая сейчас находится в тбилисском детском садике еще с 50-ю беженцами, рассказала, что они бежали, когда дошли слухи, что после Гори танки пойдут дальше: "Видели, как горит Гори. Видели, что вокруг военной танковой части все жилые дома разрушены. Одни каркасы от них остались и они дымились. В деревне у меня остался брат, племянник и сноха, с которыми иногда есть связь. Во время осетино-грузинской войны в 1990-е годы они спасли от голода многих осетин в нашей деревне, и еще возили муку в другие осетинские деревни. Они полагали, что теперь им помогут эти люди. Но из их дома вынесли всю технику. Сейчас у них не осталось другой еды, кроме молока и творога от коровы. Они говорят, что сейчас в деревне грабят и сжигают дома тех, кто сопротивляется грабежу".

Реклама

ЗУГДИДИ ВЗЯТ В ТАНКОВОЕ КОЛЬЦО

"Мы вывезли детей и вернулись в Зугдиди. В принципе, никаких разрушений и изменений в жизни города нет, — рассказал "Сегодня" житель этого приграничного с Абхазией города Гия Хасия. — 10 августа русская авиация бомбила пригород, где были радиопередатчики, телефонная подстанция. Потом их пехотинцы туда зашли и увезли все, что уцелело. Увезли всю аппаратуру и теперь не работают наше радио и телевидение. Российская пехота разместилась в штабе областной полиции, откуда вывезли все имущество. Они уже неделю здесь находятся. А в городе они не появляются. Говорят, мэр договорился с русскими, поэтому нас не грабили. Иногда в город заезжает боевая техника, которая возвращается из близлежащих сел.

Несколько раз на день танки и БТРы проходят по окружной дороге Зугдиди в направлении Восточной Грузии, а потом возвращаются в Абхазию. Иногда в Зугдиди появляются военные машины с российскими номерами. Наверное, они привозят солдатам еду и горючее, по магазинам же они не ходят. Город патрулируют наши полицейские, мародерства нет, но многие офисы не работают. Не работают и детсады. С продовольствием пока все нормально, дефицита нет.

Реклама

А сейчас (вчера днем — Авт.) мы устроили мирное шествие по улицам Зугдиди во главе с представителями грузинской церкви. Мы предлагаем всем помолиться за мир, за свободу, за спокойствие".

С ДВУХ СТОРОН 120 ТЫСЯЧ БЕЖЕНЦЕВ

В Грузии зарегистрировано приблизительно 88 тысяч беженцев, львиная доля которых нашла убежище в Тбилиси, заняв 500 объектов. Школы, детсады и ряд правительственных помещений сейчас переоборудуют. Есть опасения, что беженцы из Кодорского ущелья и Цхинвальского района еще долго не смогут вернуться домой.

По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, из-за военных действий свои дома покинули 30 тысяч осетин.

Читайте также

ОСЕТИНЫ ИЩУТ РАССТРЕЛЯННЫХ ДРУЗЕЙ В ЛЕСАХ