Марсианские хроники

Колонизация Марса — единственный путь в космос для человечества.

Подобно тому, как коммунисты в свое время, упоминая Ленина, подразумевали партию, ученые сегодня, говоря об освоении космоса, прежде всего имеют в виду колонизацию Марса.

Обещая заново развернуть космическую программу США несколько лет назад, Джордж Буш и космическое агентство NASA назвали Луну лишь промежуточным этапом. База на Луне должна стать отправной точкой для полета на Марс, убеждены американские ученые. Аналогичных взглядов придерживаются в Евросоюзе и Китае, где также рассматривают первую половину XXI столетия, как эпоху масштабного освоения космоса. О полетах к Марсу говорят в России.

Почему устремления космических держав направлены в одному единственному объекту вовсе немаленькой Солнечной системы? Все очень просто. Летать в окрестностях Солнца есть куда, но в большинстве случаев незачем. Космические явления, которые можно наблюдать на большинстве объектов Солнечной системы представляют интерес разве что для ученых-теоретиков. Энергетический потенциал газовых гигантов Юпитера, Нептуна и других, конечно, представляет интерес, но технологии человечества пока неспособны извлечь из него выгоду.

Марс — единственная планета, отчасти напоминающая Землю. Он почти вдвое меньше, у него тоже есть атмосфера, правда, разреженная. На Марсе когда-то была, а возможно и до сих пор есть вода. Марс пригоден для жизни с использованием технологий жизнеобеспечения, которые уже в большинстве своем доступны человечеству. До Марса лететь всего полгода — немногим больше, чем срок, который требовался первым переселенцам, чтобы перебраться из Старого Света в только что отрытую Америку.

Выходит, колонизация Марса — почти свершившийся факт? Осталось только чуть подождать и Земля обзаведется первой колонией? Однако, не все так просто. Кроме чисто технологических задач, которые предстоит решить, чтобы доставить на Марс хотя бы первую экспедицию, не говоря уже о глобальной миграции, ученые должны еще и разобраться с некоторыми загадками Красной планеты и ее историей. Чтобы понимать, что ждет людей после переселения на Марс.

БОЛЬШИНСТВО ЭКСПЕДИЦИЙ НА МАРС БЫЛИ НЕУДАЧНЫМИ

Нехорошая планета. Долететь до Марса – задача не из легких

За последние 40 с лишним лет СССР и США отправили к Марсу более 30 экспедиций, лишь треть из них можно считать частично успешными. С остальными творилась настоящая чертовщина — большинство запущенных аппаратов либо не долетали до цели, либо теряли связь с Землей, едва прибыв на место. Некоторые, поработав какое-то время, погибали загадочным образом.

Комом вышел уже самый первый блин — в октябре 1960 года, когда запущенный СССР аппарат не то что до Марса не долетел, а даже не смог выйти на околоземную орбиту, откуда ему предстояло отправиться к Красной планете. До середины 1970-х крахом заканчивался почти каждый запуск, осуществленный в СССР и США. По настоящему удачным был только полет американского зонда Mariner-9, в 1971-1972 гг передавшего на Землю более 7 тыс. снимков с Марса.

В декабре 1971 года была осуществлена первая высадка на поверхность Марса, но советский корабль Марс-3 проработал всего 20 секунд — его погубила песчаная буря. В 1993 году NASA отправило к Марсу аппарат Mars Observer — очень дорогой и технологически навороченный аппарат, который должен был проработать на поверхности планеты около года. Однако за три дня до выхода на марсианскую орбиту, связь с аппаратом была потеряна. В 1996 году российский аппарат Марс-96 упал в Тихий океан через несколько минут после старта. В 1999 году NASA потеряло на Марсе сразу два аппарата, обошедшихся американским налогоплательщикам в сотни миллионов долларов.

Скептики также отмечают, что большинство успешных миссий на Марс приносят намного меньше пользы, чем могли бы. Спустя четыре десятилетия после первых полетов, мы по-прежнему слишком мало знаем о Марсе.

ПОНАЧАЛУ АСТРОНОМЫ ВИДЕЛИ НА МАРСЕ И ВОДУ И ДЕРЕВЬЯ

Черный пиар. Марсиан прославила "Война миров" Герберта Уэллса

Марсианская истерия началась в 1887 году, когда итальянский астроном Джованни Скиапарелли обнаружил на поверхности Марса множество загадочных линий и объявил их рукотворными водными каналами. Американский ученый Персиваль Ловелл подхватил эту идею и провозгласил, что на Красной планете обитает разумная цивилизация, чьи технологии намного совершеннее тех, которые находятся в распоряжении человечества. Только превосходящая нас цивилизация могла опутать всю планету ирригационной сетью, рассуждал Ловелл, а такое похвальное стремление улучшить свою планету свидетельствует о высоком нравственном облике марсиан.

Если идея о высоком уровне развития марсиан прочно укрепилась в обществе, то с нравственностью наших соседей по Солнечной системе сразу возникли проблемы. Классик мировой фантастики Герберт Уэллс в своем романе "Война миров" (1898) изобразил марсиан монстрами, пытавшимися завоевать Землю.

В начале XX века астрономы вооружились более мощными телескопами и разглядели, что никаких каналов на Марсе на самом деле нет. Зато они обнаружили новое "свидетельство" жизни на Красной планете — сезонные потемнения некоторых участков поверхности планеты. Увидеть, что марсианская растительность тут не при чем, удалось лишь в 1960-х, после первых полетов к Марсу космических зондов. Сделанные ими фотографии показали, что Марс представляет собой вариацию Луны — пустыню с многочисленными кратерами. В последующие десятилетия жизнь на Марсе так и не была найдена. Однако, это не значит, что ее там никогда не было, считают ученые.

БЫЛА ДА СПЛЫЛА: КОГДА-ТО НА МАРСЕ БЫЛО МНОГО ВОДЫ

Приоритет. Поиск воды остается основной задачей

Самое важно, что нашли зонды немногочисленных удавшихся экспедиций на Марсе — следы воды. Откровение принесла миссия марсохода Spirit, высадившегося на Марсе в 2004 году и впервые передавшего цветные снимки кратера Гусева. Ученых поразило что безжизненная пустыня цвета ржавчины просто усыпана гладкими камнями. Вряд ли их могли отполировать пресловутые марсианские бури, скорее это могла сделать вода.

Российский ученый Сергей Язев указывает на то, что следы воды на Марсе имеются в бесчисленных количествах. На картах можно увидеть бывшие моря и озера, русла высохших рек. Жидкой воды на Марсе нет потому, что при столь низком атмосферном давлении и низких температурах, она давно превратилась либо в лед, либо в пар, констатирует ученый.

Раз вода когда-то присутствовала, причем в больших количествах, значит, в истории Марса нужно искать некую катастрофу, которая сильно изменила климат планеты. И необходимо удостовериться в том, что она не повторится в ближайшее время, например, вскоре после того, как на Марс хлынут потоки переселенцев с Земли.

Кроме того, понимание того, что случилось на Марсе, может пролить свет на будущее Земли — ведь нет гарантии, что марсианские катаклизмы не могут повториться на нашей планете.

ЗАГАДКА №1: НЕЧТО НА МАРСЕ ДЫШИТ И СЕГОДНЯ

Если на Марсе когда-то была вода — много воды — то вполне вероятно, существовала и жизнь. И если следов высокотехнологичной цивилизации до сих пор обнаружить не удалось, то кое-какие признаки простейших форм жизни, исследователям все же удалось найти.

В середине 1990-х NASA представило на суд ученых фотографии найденных на Марсе окаменелостей, очень напоминающих останки червей. Однако других доказательств не было, поэтому в научном мире сходство списали на игру света.

Но в прошлом году подлинной сенсацией стало исследование, результаты которого были опубликованы в журнале Science. Ученые из NASA обнаружили в разреженной марсианской атмосфере значительные объемы метана. На Земле этот газ производится в основном бактериями — 90% объема, лишь 10% приходится на геологическую активность. Откуда метану взяться на безжизненном Марсе?

Вдобавок ученые подсчитали, что в разреженной марсианской атмосфере, метан быстро разрушается. Раз он все присутствует в ней постоянно, значит, есть постоянно действующий источник его возникновения — какие-то активные биологические или геологические процессы. Больше того, ученым удалось подсчитать, что выбросы метана имеют сезонный характер и происходят в основном весной и осенью, и создать примерную карту размещения источников на поверхности планеты. Один из таких источников выбрасывает в атмосферу 19 тыс. тонн метана ежегодно. Возможно, слова безжизненный в случае с Марсом стоит взять в кавычки?

КРАСНАЯ ПЛАНЕТА ПЕРЕЖИЛА УДАР СТРАШНОГО МЕТЕОРИТА

Следы катастрофы. Вулкан высотой 27 км появился после удара метеорита

На Марсе есть гигантский каньон Маринера, по сравнению с которым знаменитая Марианская впадина в Тихом океане — просто маленькая выемка. Каньон тянется почти на 4,5 тысяч км в длину и уходит на 10 км в глубину. На Земле такой каньон мог бы разделить пополам, например, Австралию или Южную Америку.

Чем еще это может быть, если не следом от столкновения планеты с гигантским метеоритом? Недавно была выдвинута еще одна гипотеза доказывающая, что в прошлом Марс был атакован гигантским небесным телом. Российский ученый Александр Хазен приводит в качестве доказательства гору Олимп — самую высокую из всех известных в Солнечной системе. Исследователи были потрясены, когда впервые увидели на снимках это невероятную гору высотой 27 км и свыше 500 км в поперечнике. Находится эта гора ровно с противоположной стороны Марса (в северном полушарии) от гигантского кратера Эллада диаметром 4 тыс. км, который расположен в южном полушарии планеты. Удар метеорита был столь чудовищно сильным, что энергия от удара буквально прошла планету на сквозь и выбила на поверхность гигантскую гору, считает Хазен.

Именно вследствие этого катаклизма и высохли марсианские моря и реки, а атмосфера была практически уничтожена. Эта теория уже давно претендует на статус общепризнанной, однако в последние годы некоторые ученые выступают с альтернативными объяснениями, которые могут обеспокоить будущих колонизаторов Красной планеты.

СТАБИЛЬНОСТИ НЕТ: КЛИМАТ НА МАРСЕ МЕНЯЕТСЯ ЧАЩЕ, ЧЕМ НА ЗЕМЛЕ

Метеорит — слишком простое объяснение климатических перемен на Марсе, считают Кевин Льюис и Одед Ахаронсон из Калифорнийского технологического института. В ходе своих исследований они выяснили, что климат Марса неоднократно изменялся из-за того, что изменялась орбита планеты.

Воспользовавшись снимками орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter, ученые проанализировали расположение слоев скалистых образований в нескольких марсианских кратерах. Толщина этих слоев в некоторых случаях достигала 10 м, а выглядели они очень похожими на осадочные породы на Земле. Эти слои сформировались в результате периодических изменений климата, причем эта периодичность очень хорошо прослеживается. Каждый слой создавался за 100 тыс. лет. А раз в 1 млн. лет некое климатическое явление объединяло эти слои в один более крупный.

Такой глобальный эффект на климат могло повлечь за собой лишь изменение орбиты планеты. Астрономы здесь поддерживают геологов, по их расчетам, раз в миллион лет угол наклона Марса к оси вращения меняется. "Аналогичные изменения происходят и с орбитой Земли, – подчеркивает обозреватель журнала Science Кевин Льюис. – Они вызывали ледниковые периоды и приводили к формированию аналогичных осадочных пород".

За последние 40 тысяч лет наклон Земли к оси вращения менялся в пределах от 22 до 24 градусов. Но орбита Марса изменяется на десятки градусов, отмечают ученые, поэтому и климатические изменения носят катастрофический характер, даже без всяких гигантских метеоритов. Осталось выяснить, когда произойдет ближайшее изменение, и какими будут его последствия.

МАРСИАНСКАЯ БАЗА: ЗАЧЕМ И КАКОЙ ЦЕНОЙ?

Революция. Постройка базы на Марсе откроет землянам путь в космос

Учитывая, с какой регулярностью в новостях появляется информация о скорых миссиях на Марс, неудивительно, что широкая общественность практически поверила в то, что, как говорится, "если не мы, то наши дети..."

Но даже если в ближайшее время удастся решить проблему перелета к Марсу и доставки огромного количества грузов необходимых для строительства базы, условия жизни на планете пока представляются в мрачном свете. На поверхности Марса людей ждут резкие перепады температуры, пылевые бури и сильный радиационный фон — разреженная атмосфера не сдерживает космическое излучение.

На руку землянам сыграет только меньшая сила тяжести — на Марсе она в 3 раза ниже. Это может сыграть свою роль при строительных работах, однако не решает проблему стройматериалов. Доставить их с Земли не представляется возможным — сложно представить какого размера должен быть корабль, чтобы перевезти все необходимое.

В свою очередь энтузиасты освоения Марса утверждают, что пробовать все равно стоит. Полет на Марс станет большим научным экспериментом. Действительно, не нужно ждать фантастических результатов от первых полетов, однако технологии, которые удастся при этом "обкатать" могут стать началом новой научно-технической революции. В качестве примера они приводят полет Юрия Гагарина, который сам по себе не представлял никакой научной и практической ценности, однако открыл дорогу к последующему освоению космоса.

Если удастся осуществить экспедицию из трех этапов — полет, высадка, возвращение, придумать, как защитить экипаж от радиации, решить проблему регенерации кислорода и получения продуктов питания, связи с Землей на таких гигантских расстояниях, – дорога в космос для человечества будет открыта. И уж после этого можно будет задуматься о том, стоит ли строить на Марсе базы и отправлять туда поселенцев.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Что еще говорят звезды?
Последние новости
Показать еще
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя

2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Они нас поддержали
легенды спорта

УЭЙН ГРЕТЦКИ. Мы все согласны, что это бессмысленная война. Мы все желаем всем в Украине всего наилучшего и молимся за них.

ПЕЛЕ. Я шлю свою солидарность народу Украины. Я молюсь и прошу Бога, чтобы воцарились мир, свобода и любовь.

ДОМИНИК ГАШЕК. Каждый взрослый в Европе отлично знает, что Путин – безумный убийца, и что Россия ведет наступательную войну против свободной страны и ее народа.

ПАОЛО МАЛЬДИНИ. Никто не ожидал увидеть войну на европейской земле, мы хотим быть на стороне народа Украины.

КЛАУДИО ТАФФАРЕЛ. Дорогие друзья, украинцы! Сейчас весь мир следит, волнуется и возмущен тем, что происходит в Украине. Желаю, чтобы на вашу землю как можно скорее вернулся мир.

1 /2