К 70-летнему юбилею одного из атрибутов советского соцреализма – граненого стакана – Крым имеет самое непосредственное отношение. Именно благодаря выдающемуся скульптору Вере Мухиной, творческая личность которой формировалась в Феодосии, на стекле появились знаменитые грани.
Как рассказали нам в уникальном Народном музее, с полуостровом Веру Игнатьевну связывает весьма значимый период ее жизни. В Феодосии началась творческая деятельность Мухиной. "Заметив успехи дочери в рисовании, отец нанял преподавателя и начал развивать способности Веры, — рассказывает руководитель музея Мухиной Сергей Онищенко. — К сожалению, ранние феодосийские работы Мухиной сейчас находятся в Русском музее в Москве — это пейзаж с пароходом и натюрморт с фруктами".
Увы, но от дома Мухиных в Феодосии практически ничего не осталось, за исключением фасада. В свое время, по плану реконструкции города, здание хотели полностью снести. На защиту встала группа местных энтузиастов — ценой больших усилий им удалось добиться того, чтобы сохранили фасадную стену, которую встроили в здание новой пятиэтажки. Сейчас две комнаты музея "под завязку" набиты разнообразными предметами, принадлежащими самой Вере Игнатьевне и стилизованными под интерьер ее родительского дома. Например, пианино еще помнит прикосновение пальцев юного скульптора, а обои на стенах изготовили по спецзаказу в Симферополе — они практически идентичны тем, что были в доме Мухиных.
Феодосия. Народный музей Веры Мухиной: фасад здания ХIX века "вмонтирован" прямо в пятиэтажку. Фото: С.Сыч
"Нам удалось практически в точности воссоздать интерьер и атмосферу ее мастерской. Например, представленные здесь стеки — это подлинные инструменты, которыми работала Вера Игнатьевна. К сожалению, сейчас фонды музея не пополняются", — говорит гид Светлана Явисенко.
Впрочем, благодаря инициативе руководителя музея и его сотрудников посетителям удается узнать немало интересного. Например, что Вера Мухина интересовалась не только скульптурой. "В 1925 году она вместе с бывшим царским модельером Ломановой создала коллекцию женской одежды для молодой советской республики. На выставке в Париже она получила первую премию и произвела настоящий фурор главным образом потому, что все наряды были пошиты из подручных материалов. Например, шляпы украшали крашеным горохом и соломой. Вместе с известными художниками Фаворским и Кибриком она разрабатывала и интерьеры — сделала великолепную экспозицию советского павильона пушнины в Германии, установив по периметру помещения зеркала. На переднем плане двигался конвейер со шкурами, благодаря чему создавалось впечатление их большого количества", — рассказывает Сергей Онищенко.
К слову, Вера Мухина также получила образование медсестры. Считают, что ее муж, известный врач микробиолог-хирург Алексей Замков, стал прообразом булгаковского профессора Преображенского. Вдвоем они оперировали собственного сына — у себя дома, на обеденном столе. Тяжелейшая операция прошла успешно.
Творческий путь Веры Мухиной начинался в Феодосии, но все ее ранние работы хранятся в музеях Москвы
Кстати, с самой известной работой — "Рабочим и колхозницей" связана забавная история, говорит Светлана Леонидовна. Скульптуру делали на Ленинградском машиностроительном заводе, а его директор Тамбовцев писал анонимки в правительство, в которых жаловался, что Мухина саботирует процесс: "Доходило до абсурда — в складках одежды ему померещился профиль Троцкого. Говорят, что однажды ночью на завод приехал Сталин и в свете фар пытался найти этот профиль. Но не нашел и наутро "дал добро" на установку скульптуры на выставке в Париже".
Несмотря на то что Вера Игнатьевна большую часть жизни провела за пределами полуострова, многие ее творческие замыслы до конца дней были связаны с Крымом. В 1944 году Мухина решает создать памятник защитникам Севастополя. По замыслу скульптора, монумент должен был представлять собой 100-метровый маяк, возвышающийся над бухтой. На вершине конструкции планировалось установить четыре 20-метровые фигуры моряков, символизирующих круговую оборону города-героя. С мыслью об этом проекте Вера Мухина не расставалась до последних дней своей жизни, которая оборвалась в 1953 году.
МУЗЕЙНЫЕ СОКРОВИЩА СКУЛЬПТОРА МУХИНОЙ
"ВИЗИТКА" МУХИНОЙ
Фото: С.Сыч
В музее центральное место экспозиции занимает самое растиражированное творение Мухиной — уменьшенная копия статуи "Рабочий и колхозница", которую во весь рост (высота без постамента 25 м, вес 180 тонн) можно увидеть у входа на ВДНХ в Москве. Скульптура с 1947 года является эмблемой "Мосфильма", а в 1967-м была отчеканена на юбилейной 15-копеечной монете СССР.
ГИПСОВЫЙ ШАРЖ
Фото: С.Сыч
Несмотря на то, что музей занимает всего две небольшие комнаты, некоторые из представленных здесь экспонатов, по словам гида Светланы Явисенко, по-настоящему уникальны. Например, выполненный Мухиной из гипса шарж на майора Цыганова — директора Мариинского оперного театра и друга семьи скульпторов. Эту фамильную реликвию привез из Санкт-Петербурга и подарил музею один из друзей семьи Цыгановых.
КРУЖКА И СТАКАН ВЕРЫ
Фото: С.Сыч
Сегодня люди, поверхностно знакомые с творчеством Веры Мухиной, к ее главным достижениям причисляют еще один символ советской жизни — граненый стакан. Однако такое мнение, как заверяет руководитель музея Сергей Онищенко, унижает имя знаменитого скульптора. На самом деле Вера Игнатьевна по "команде сверху" лишь доработала уже известную "посуду" — разработала способ нанесения граней и придумала верхнюю каемку.
Сделано это было не случайно — в 1943-м в СССР появилась первая посудомоечная машина и возникла необходимость в небьющихся стаканах. И изначально их изготовляли даже с добавлением в стекло свинца! А вот непосредственное изобретение Мухиной — знаменитая пивная кружка, которая долгое время радовала любителей разливного пива и кваса.
"Самое главное изобретение Мухиной в области работы со стеклом — не стакан, а круглая полостная скульптура, которая стала ее ноу-хау. Под давлением форма выдувалась прямо внутри стеклянного блока. К сожалению, технологически сложный замысел изготовления полостной скульптуры еще при жизни Веры Игнатьевны был опошлен — его стали использовать для изготовления ширпотребных сувениров". Как вспоминала с негодованием сама скульптор, "вещей мещанского вкуса — маленьких мерзких медвежат в стеклянном кубе", — говорит Сергей Семенович.