Авиафест под Одессой: самодельный самолет, опасный "Фарман" и крылья для фермеров

В "Гидропорту" — копия французского биплана и воссозданный разведчик "Анасаль", громивший немцев

На выходных огромное поле аэродрома "Гидропорт", что в нескольких километрах от Одессы, напоминало окрестности подмосковного Жуковского неделю назад, когда там проходил международный авиакосмический салон.

Первый одесский фестиваль малой авиации – событие знаменательное во всех отношениях. И прежде всего – своей зрелищностью. В Гидропорту вчера и сегодня прыгали парашютисты, взмывали к зениту огромные воздушные шары, десятки летательных аппаратов разных типов и размеров по очереди поднимались в воздух, демонстрируя возможности техники и мастерство пилотов.

Реклама

В Гидропорту припарковалась почти сотня "птиц" со всей Украины. Фото О.Константинова

На земле крылатые машины осаждали толпы любопытных. Самые настырные, понятное дело, – мальчишки. В разных концах аэродрома то и дело слышались окрики летчиков: "Эй, пацан, перестань откручивать эту штуку! Вылезай из кабины. Ну, кому говорю?!", – после которых незадачливые охотники за сувенирами испарялись.

Реклама

Смотрите ФОТО: Авиашоу под Одессой: воздушное такси и разведчик, громивший немцев

ЛЕГЕНДАРНАЯ ЭТАЖЕРКА

Всеобщее внимание привлекла странная конструкция, которая стояла в стороне от других. Смахивающая скорее на неуклюжую этажерку, чем на гордого покорителя небес, штуковина эта, тем не менее, оказалась именно самолетом. И самолетом легендарным!

Реклама

Создатели "Фармана" – Геннадий Хмыз (слева) и Константин Оборин. Фото О.Константинова

"Фарман IV" — копия биплана начала прошлого века. Именно это творение французского инженерного гения в марте 1910-¬го года взлетело под управлением первого отечественного летчика Михаила Ефимова с одесского ипподрома, положив тем самым начало истории русской авиации.

Копию самолета делали по заказу аэроклуба "Одесса" в Харьковском авиационном институте. Работа продвигалась долго, со скрипом. Авиастроители потратили на простенькое, казалось бы, транспортное средство целых три года, хотя во времена Ефимова одна заводская бригада собирала такую конструкцию за месяц-два.

"Нам было, конечно, сложнее, чем им, – поведал "Сегодня" руководитель конструкторского бюро ХАИ Геннадий Хмыз. – Мы не имели оригинальных чертежей и прочей документации – материалы пришлось собирать буквально с миру по нитке. Возникали трудности и чисто технического характера. К примеру, нам так и не удалось достать оригинальный ротативный двигатель "Гном". Интересное, надо сказать, было устройство – в нем крутился не вал, который намертво крепился к корпусу самолета, а сам звездообразный мотор, приводя в движение лопасти винта. Найти такой сегодня почти невозможно. Вместо "Гнома" мы поставили обычный авиационный двигатель "Ротакс" от мотодельтаплана. В общем, копия не точная, хотя и кардинальными отличия не назовешь".

У "Фармана" – современный движок. Фото О.Константинова

Новенький "Фарман" полностью готов к полетам, хотя, говорит Геннадий, подниматься на нем небезопасно: деревянный биплан с максимальной скоростью 65 км/ч крайне неустойчив в воздухе, а при сильном ветре вообще может потерять управление. На земле пилот лишен возможности рулить – разворачивать машину приходится с помощью двух техников. Еще одна неприятная особенность "Фармана" – сиденье летчика находится очень высоко, и привыкшему к совсем другому расположению кабины авиатору тяжело правильно рассчитать посадку. А ведь любая ошибка при приземлении может обернуться катастрофой!

"Строго говоря, по действующим в Украине нормам и правилам летать на "Фармане" нельзя", – вздыхает инженер.

Однако автор идеи воссоздания крылатой легенды, глава аэроклуба "Одесса" Константин Оборин все же рискнул. Бывший десантник на глазах у сотен зрителей взгромоздился на биплан и рванул по "взлетке".

Так происходит рулежка "Фармана". Фото О.Константинова

Но, к сожалению (или, скорее, к счастью), в этот момент налетел шквал и смельчаку пришлось отказаться от своего откровенно безумного намерения. Исторический полет не состоялся. Оборин, не скрывая разочарования, пообещал повторить попытку в самое ближайшее время.

Тем временем, сменив "Фармана" на взлетной полосе, в небо взмыл другой "старичок" —самолет времен Первой мировой "Анасаль". В 1914—1917 гг. его выпускали огромными партиями – по 100 штук в месяц! – на одесском заводе фирмы "Анатра".

Взлетает "Анасаль". Фото О.Константинова

Преемник последней — предприятие "Одесавиаремсервис" — 5 лет назад воссоздало машину. Правда, и тут мы имеем дело отнюдь не с точной копией. Так, у нынешнего "Анасаля" не деревянный, а металлический корпус, вполне современный движок и приборы.

"На фронте "Анасаль" выполнял функцию разведчика, — поведал нам летчик "Одесавиаремсервиса" Юрий Наконечный. — За спиной пилота сидел летный наблюдатель, изучавший сверху позиции противника. Оружия не было, но иногда летнаб брал в свою сумку несколько бомб и вручную бросал их на врага".

В ОДЕССУ ВЕРНЕТСЯ САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ

Кроме реплики "Анасаля", "Одесавиаремсервис" показал на фестивале и первый опытный образец легкого самолета "Дельфин", серийное производство которого (50-70 машин ежегодно) заводчане надеются запустить уже в 2012-м году. Если у них все получится, в Одессе возродится целая отрасль – авиастроение: последний раз аэроплан местного производства взлетел в воздух еще в 1928-м году!

"Дельфин". Фото О.Константинова

Четырехместный "Дельфин" можно использовать в качестве учебного самолета, авиатакси и персонального транспортного средства. "Эта машина – результат сотрудничества с российскими и французскими предприятиями, – рассказывает главный инженер "Авиаремсервиса" Игорь Бирюков. – Мы обеспечиваем сборку и всю электронику. Планер (фюзеляж, крылья, хвост, – Авт.) – российский, как и быстродействующая парашютная система спасения – грубо говоря, один парашют для самолета, летчика и пассажиров. Французы же производят двигатели. Планируем, что самолет будет стоить на треть дешевле зарубежных аналогов (в пределах $300-400 тыс, – Авт.)"

Фото О.Константинова

У "Дельфина" неплохие характеристики. Дальность полета – 1350 км, то есть, раз наполнив бак, вы сможете слетать на нем из Одессы в Киев и обратно. При этом расход керосина – 30 литров в час при максимальной скорости 350 км/ч. Это вполне сопоставимо с расходом у хорошей иномарки.

При этом одним "Дельфином" планы "Одесавиаремсервиса" не ограничиваются. Завод уже начал разработку специального самолета для сельского хозяйства". Он получит называние "Фермер".

"НА НОЧЬ Я ПАРКУЮ САМОЛЕТ В СПАЛЬНЕ"

Самый, пожалуй, необычный участник фестиваля – 53-хлетний автомеханик из Николаева Владимир Стропко. Он прилетел в Одессу на самолете... собственного изготовления. Называется крылатая малютка "Арго".

"Мечта построить свой самолет возникла у меня еще в детстве, когда я прочитал статью в журнале "Техника молодежи", посвященную этому хобби, которое уже тогда было довольно популярным на Западе, — рассказывает Владимир. — Став взрослым, я решил воплотить мечту в жизнь. Много экспериментировал, изучал специальную литературу, искал чертежи отдельных деталий, а в 2003-м начал строить. На это ушло пять лет — приходилось прерываться, когда ездил на заработки в Германию".

Владимир Стропко и его "Арго". Фото О.Константинова

В "Арго" почти все сделано руками Стропко. Заводской – только двигатель: сначала был "Буран" от снегохода, сейчас — обычный авиационный мотор для ультралегких самолетов. Интересно, что денег на создание летательного аппарата ушло совсем немного — $2 тыс.

Владимир Иванович относится к своему "Арго" как к живому существу. "Я даже на ночь его не в гараже оставляю, а прямо в спальне держу. Так спокойней", — смеется он.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
🙏 Keep Calm
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Помощь во время войны
Больше новостей
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Все новости
Последние новости
Показать еще
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64597.17

Bitcoin Cash (BCH)

475.8

Binance Coin (BNB)

596.04

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum Classic (ETC)

28.62

Litecoin (LTC)

83.5

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,01
52,01
52,01
25,48
54,49
54,04
50,60
27,58
57,79
56,79
56,68
28,29
57,94
56,41
54,92
26,76
58,50
56,50
53,90
28,04
60,88
57,91
56,99
28,59
61,99
59,99
57,49
28,97
61,99
59,99
57,49
28,98
62,99
61,99
59,99
28,98
-
52,99
50,81
26,24
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Они нас поддержали
легенды спорта

УЭЙН ГРЕТЦКИ. Мы все согласны, что это бессмысленная война. Мы все желаем всем в Украине всего наилучшего и молимся за них.

ПЕЛЕ. Я шлю свою солидарность народу Украины. Я молюсь и прошу Бога, чтобы воцарились мир, свобода и любовь.

ДОМИНИК ГАШЕК. Каждый взрослый в Европе отлично знает, что Путин – безумный убийца, и что Россия ведет наступательную войну против свободной страны и ее народа.

ПАОЛО МАЛЬДИНИ. Никто не ожидал увидеть войну на европейской земле, мы хотим быть на стороне народа Украины.

КЛАУДИО ТАФФАРЕЛ. Дорогие друзья, украинцы! Сейчас весь мир следит, волнуется и возмущен тем, что происходит в Украине. Желаю, чтобы на вашу землю как можно скорее вернулся мир.

1 /2
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.4

Евро (€)

42.34

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять