Действующие в Европейском союзе законы о свободе передвижения создают условия для перемещения многочисленного цыганского населения (народа рома) из Восточной Европы на Запад.
Больше всего цыган переместилось в Италию и Испанию из Румынии, Болгарии и Словакии, где они составляют до 10% населения.
В Италии последствия притока цыган ощущаются особенно остро: рома обвиняют в совершении убийств, местные жители проводят ответные акции, а правительство предпринимает вызвавшие споры попытки взять отпечатки пальцев у всех цыганских переселенцев.
В Венгрии возникла напряженность в отношениях между рома и нецыганами, ставшая следствием линчевания цыганской толпой учителя в одной из деревень и нападения на водителя грузовика и его семью – в другой. Оба инцидента связаны с дорожными происшествиями, в которых пострадали цыганские дети.
Крайне правые группировки создали "Венгерскую гвардию", которая совершает налеты на деревни после подобных инцидентов, что порождает разговоры о неминуемом социальном взрыве.
"По правде говоря, я не знаю, как ЕС может помочь", – говорит руководитель венгерского фонда "Шанс для детей" Андрас Уйлаки. – "Возможно, они могли бы начать с оказания давления на местные правительства с целью реализации провозглашенных ими же программ жилищного строительства, занятости и образования".
Примененная в Венгрии ранее политика финансирования школ для умственно отсталых, в которые направлялось непропорционально высокое число цыганских детей, была свернута, когда выяснилось, что она ведет к обострению сегрегации.
Теперь средства переводятся в обычные школы, которые стали принимать больше детей рома, хотя и ограничивают их квоту 25% от общего числа учащихся в каждом классе.
В связи с падением численности населения по всей Венгрии закрылось много школ.
В некоторых населенных пунктах родители – как цыгане, так и нецыгане – недовольны закрытием школ, поскольку детей приходится возить в другие города на автобусах. Они считают, что это нарушает связи между родителями и школами.
Оппозиционные партии предлагают альтернативный путь – улучшить условия и повысить качество обучения в существующих школах.