Как известно, распад СССР для многих политиков и государственных деятелей бывшего Советского Союза был внезапным. Некогда великая страна была не готова к этому. А труднее всего пришлось Вооруженным Силам. И здесь, конечно, одним из самых трудных стал вопрос о том, как разделить между Россией и Украиной Черноморский флот.
В отличие от сухопутных офицеров большинство военнослужащих ЧФ не захотело принимать украинскую присягу, и долгое время корабли Черноморского флота ходили под флагом ВМФ СССР – государства, которого после 1991 г. не существовало на карте мира.
В 1991-1992 гг. власти Украины приняли ряд постановлений о подчинении себе флота. Начался захват кораблей украинской стороной.

В ответ в апреле 1992 г. президент РФ Борис Ельцин издал указ о переходе Черноморского флота под юрисдикцию России "с подчинением его главнокомандующему Объединенными вооруженными силами Содружества Независимых Государств".
Летом 1992 г. на встрече президентов двух стран было достигнуто соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота. С 1992 по 1995 г. ЧФ находился под командованием двух президентов – РФ и Украины.
В июне 1995 г. Москва и Киев подписали новый документ, согласно которому России передавалось 81,7%, Украине – 18,3% кораблей и судов. Однако конфликт продолжался, а в октябре 1996 г. Госдума РФ даже приняла специальный закон о прекращении раздела флота. Окончательно спор был решен 28 мая 1997 г., когда было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота. Этот документ определял статус и условия пребывания Черноморского флота России на территории Украины, параметры раздела флота и принципы взаиморасчетов.
По заявлениям российских экспертов, раздел ЧФ был большой ошибкой. Его боеспособность упала в несколько раз, и сейчас на Черном море доминируют турецкие ВМС, которые по своей мощи превосходят ЧФ. Это подтверждают и другие военные эксперты. Как следует из пояснительной записки депутатов Госдумы Игоря Родионова (был министром обороны в 1996-1997 гг.) и Николая Ковалева (бывшего главы ФСБ), сегодня ЧФ уступает по боевым возможностям ВМС Турции в 3 раза.
Между тем Украина пока отказывается давать разрешение на обновление кораблей ЧФ. Она требует передачи под свою юрисдикцию системы навигационной безопасности мореплавания в Черном и Азовском морях, а также проведения инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости, используемых флотом на территории Украины.
Значение подписанных 10 лет назад документов, определяющих статус ЧФ, оценивается неоднозначно. Между Москвой и Киевом до сих пор существуют проблемы по базированию российского флота в Крыму, напрямую влияющие на состояние боеготовности ЧФ.
Источник:ВПК