Получать от поставщика электроэнергии не только электричество, но и билеты на футбол, а при желании – сменить его на конкурента, предлагающего более привлекательный тариф. Пока что это – о Нидерландах. Что заставит украинских энергетиков так же бороться за своего потребителя?
Семья Роджера и Ольги Принс живет в Амерсфорте – небольшом городке на востоке Нидерландов, одной из богатейших стран Европы. На крыше их дома – солнечная панель, доставшаяся от проектировщиков.
"Это достаточно старая панель, ей уже лет 20, поэтому ее не хватает, чтобы обеспечить весь дом. Но свою пользу она приносит и экономит нам деньги. Со временем куплю новую, мощную", – рассказывает СНХ Роджер Принс.
А вот у кого докупать "недостающие" киловатты – семья Принс может решить сама. Это преимущество им дала реформа энергорынка. Теперь выбрать поставщика электроэнергии и тепла можно, как и мобильного оператора.
"Раньше у нас было 4 большие энергетические компании, каждая работала для своего региона. У людей не было выбора. Теперь у нас около 85 компаний, которые продают электроэнергию", – говорит экономист Рональд Хайсман.
Конкуренция сделала свое дело – и коммунальные тарифы пошли вниз. Чтобы переманить клиента именно к себе поставщики задабривают их подарками: билетами в зоопарк или на футбол.
"Футбол объединяет всю Европу. Для нас важно через разные акции подарить нашим клиентам как можно больше билетов", – признается директор энергетической компании "Энерджифлекс" Яаап Баккер.
Но есть подарки и попрактичней – многозонные счетчики электричества или устройства, следящие – когда включать обогрев в доме и контролирующие температуру. Государственного поставщика электричества в стране нету. Цены диктует рынок, и конкуренция.
Чем еще может быть полезен опыт Нидерландов в реформировании украинского энергорынка – смотрите по понедельникам в специальном проекте "Утра с Украиной" на ТРК "Украина".
Ранее сообщалось, что в Нидерландах построили дорогу из туалетной бумаги.