Северная Корея реанимирует ядерную программу. Только 27 июня на глазах у всего мира КНДР символично взорвала башню охлаждения реактора ядерного комплекса в Йонбене, рассчитывая тем самым продемонстрировать миру свою готовность полностью отказаться от ядерного оружия. Взамен Соединенные Штаты обещали снять со страны односторонние внешнеторговые санкции и в течение 45 дней исключить ее из списка стран, поддерживающих терроризм. Поскольку США не выполнили в срок данного обещания, Корея прекратила работы по демонтажу йонбенского реактора и заявила, что начинает его восстанавливать. Уже в течение двух-трех месяцев работоспособность плутониевого реактора может быть восстановлена.
Соединенные Штаты оправдывают задержку с выполнением корейских безъядерных договоренностей тем, что исключат КНДР из списка пособников террористов только после того, как достигнутая договоренность будет скреплена официальной декларацией. Таковой пока нет, утверждают в Вашингтоне. Заявления же Северной Кореи о возврате к ядерному прошлому в Америке воспринимают как попытку припугнуть США.
На самом деле Северная Корея давно приготовилась уступить давлению мирового сообщества, добивающегося ее денуклиаризации. Однако взамен она намерена выторговывать себе максимальные преференции. История взорванного в июне ядерного реактора, который должен был символизировать начало корейского безъядерного будущего, тянется с декабря 2005 года, когда под давлением США были заморожены корейские вклады в китайском банке Delta Asiа в Макао. В общей сложности речь шла о сумме в 25 млн долл. Штаты доказывали, что с помощью этих счетов Северная Корея отмывала контрабандные и фальшивые доллары. В ответ КНДР бойкотировала шестисторонние переговоры о сворачивании ее ядерной программы, в которых кроме нее участвовали Южная Корея, Китай, Россия, США и Япония. В октябре 2006 года Северная Корея припугнула коллег по шестерке первым ядерным испытанием, за которым последовало введением санкций Совета Безопасности ООН. Только в этом году переговоры внутри шестерки возобновились и пошли так оживленно, что уже в феврале КНДР пообещала свернуть ядерную программу в обмен на возврат замороженных миллионов и экономическую помощь и добрые отношения с США и Японией. Миллионы вернули. А с реактором в Йонбене, похоже, прокатили.

У ИРАНА БОЛЬШЕ ШАНСОВ "ВЗОРВАТЬСЯ". Корейская ядерная программа — лишь одна из множества красных точек на карте тлеющих конфликтов мира, события вокруг которых перманентно заставляют задумываться о возможности новой общемировой конфронтации.
По прогнозам экспертов, КНДР — не первый кандидат в зачинщики ядерной войны. В начале августа американский аналитический центр Stratfor обнародовал свои прогнозы относительно ситуации в Иране. По информации центра, США и Израиль уже готовятся к войне с Тегераном, собираясь атаковать иранские ядерные объекты. В том, что таковые скрываются в Иране под видом предприятий "мирного атома", на Западе не сомневаются. "Ядерное" напряжение в отношениях между Тегераном и Вашингтоном тянется уже почти 30 лет, и хотя в последнее время наметился некий положительный сдвиг в сторону возобновления переговорного процесса — на его фоне продолжают звучать прямые и завуалированные угрозы с обеих сторон, а голландская разведка в Иране вдруг стремительно сворачивается и сливает в прессу информацию о том, то бомбежка Ирана — вопрос пары недель.
Впрочем, как показывает история с грузино-осетинским конфликтом, миром — в обоих значениях слова — движут в первую очередь денежные интересы, и иранская нефть пока сдерживает Штаты точно так же, как русская заставила ЕС стерпеть демонстративное самоуправство Кремля.