Исследование оспаривает ту точку зрения, согласно которой животные действуют вне категорий морали, а понятия добра и зла свойственны исключительно человеку.
Профессор де Вааль и его коллеги провели серию экспериментов над крупными человекообразными обезьянами и их более мелкими сородичами.
Животным предлагалось выполнить различные задания, при этом правильные действия поощрялись едой и лаской. Ученые отметили, что в случае нарушения "правил игры" со стороны человека – например, несправедливом лишении награды – приматы в большинстве случаев расстраивались, некоторые из них даже отказывались от дальнейшего участия в состязании.
В серии экспериментов над шимпанзе было отмечено, что животные без какого-либо принуждения или стимула со стороны человека предлагали свою помощь товарищам, показывая тем самым способность к проявлению симпатии, а, возможно, и чувства социального долга.
"Я не хочу сказать, что высшие приматы являются моральными существами в том же смысле, что и люди, но то, что у них есть зачаточные представления о хорошем и плохом – это бесспорно", – говорит Франс де Вааль.
Некоторые антропологи согласны с профессором в том, что мораль могла возникнуть в результате естественного отбора.
Так, понятие о том, "что такое хорошо и что такое плохо" могло сложиться у предков современного человека во время ледникового периода, когда гоминидам пришлось выживать в крайне суровых условиях.
В прошлом году группа британских зоологов во главе с Орлет Фрейзер, наблюдавшая за сообществом 22 взрослых шимпанзе, обнаружила, что приматы помогают друг другу справиться со стрессом после драк. Такое поведение, по мнению зоологов, указывает на определенный уровень сопереживания и способности поставить себя на место другого.