Премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлоугссон формально не подавал в отставку из-за "офшорного скандала", а лишь временно уступил пост своему партийному заместителю – министру рыболовства и сельского хозяйства Сигурдуру Инги Йоханнссону. Об этом говорится в официальном комментарии, распространенном канцелярией главы исландского правительства.
"Премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлаугссон озвучил перед парламентской группой Прогрессивной партии предложение о том, чтобы вице-председатель партии занял должность премьер-министра на точно не определенный промежуток времени, – говорится в документе. – Премьер-министр не подавал в отставку и продолжит также исполнять обязанности председателя Прогрессивной партии".
Согласно установленной процедуре, главу кабмина по его собственной просьбе от обязанностей должен освобождать президент Исландии, чего пока не произошло. Сам Гуннлаугссон пока не выступал с официальными заявлениями, и прогремевшую во вторник вечером новость об уходе премьер-министра с должности озвучил Йоханнссон.
Решение премьера в пресс-службе объясняют его нежеланием доводить ситуацию до досрочных выборов, что помешало бы правительству закончить ряд важных преобразований в финансовом секторе страны, которая до сих пор испытывает на себе последствия банковского краха 2008 года. Ранее канцелярия главы правительства также опровергла информацию о том, что во вторник он просил у президента страны дать ему полномочия, необходимые для роспуска парламента. По версии пресс-службы Гуннлаугссона, в беседе с главой государства он лишь сказал, что может выступить с такой просьбой в будущем.
Добиться роспуска парламента, впрочем, еще может оппозиция. Ее руководители требуют поставить на голосование вопрос о доверии правительству и проведении досрочных выборов. При этом четыре оппозиционные партии в сумме располагают лишь 25 голосами в 63-местном парламенте. У правящей коалиции их, соответственно, 38.
Версия главы правительства
Скандал вокруг Гуннлейгссона и его окружения начал разворачиваться в Исландии еще две недели назад, однако воскресные публикации Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) сделали эту историю достоянием мировых СМИ. Как выяснилось, с 2007 года Гуннлаугссон и его жена владели зарегистрированной на Британских Виргинских островах офшорной фирмой Wintris, о наличии доли в которой будущий премьер не отчитался после избрания в парламент в 2009 году. Впрочем, он утверждает, что и не должен был этого делать, а, кроме того, всего через несколько месяцев полностью передал компанию в собственность жены.
"За последние недели премьер-министр и его супруга дали подробные ответы на вопросы о ее активах. Их целью никогда не было сокрытие этих активов от налоговых властей Исландии. Наличие доли в Wintris с 2008 года указывалось в налоговых декларациях жены премьер-министра, и все необходимые налоги уплачивались в Исландии, – говорится все в том же документе. – Ни одного парламентского правила о раскрытии активов нарушено не было. Даже газета The Guardian и другие СМИ, освещающие сложившуюся ситуацию, подтвердили, что у них нет доказательств того, что премьер-министр, его жена или Wintris были вовлечены в какую-либо деятельность, связанную с уклонением от уплаты налогов, сокрытием доходов или получением прибыли нечестным путем".
В чем обвиняют премьера
Речи о коррупции или незаконно нажитых деньгах в данном случае действительно пока не идет. Активы компании, которые оцениваются в 500 млн крон (около $4 млн по текущему курсу), составляют облигации исландских банков, приобретенные на наследство жены Гуннлаугссона еще до того, как госбанки страны объявили дефолт по своим долгам. Основной претензией простых исландцев к главе правительства является то, что его семья, не афишируя этого, владеет существенными активами за рубежом при том, что в самой Исландии с 2008 года действуют жесткие меры валютного регулирования и ограничения на ввоз и вывоз капитала. Они были введены, чтобы не допустить гиперинфляции исландской кроны после того, как в стране лопнул банковский пузырь, поставив ее на грань банкротства.
Серьезным вопросом был также возможный конфликт интересов Гуннлаугссона. Wintris фактически является одним из иностранных кредиторов, уже много лет осаждающих Исландию. Гуннлаугссон начинал свою политическую карьеру, как раз ведя борьбу с "иностранными стервятниками", которые, по его словам, после кризиса пытались разорить островное государство. В минувшем году правительство пошло навстречу иностранным кредиторам, приняв закон, позволяющий им не платить ранее обязательный налог в 39% с любой суммы, которую им удастся получить от своих исландских должников. Под новое правило подпадает и Wintris.