Атака через соцсети: как Россия использовала новое "оружие" против США

Появляется все больше информации о вмешательстве РФ в политические процессы в Соединенных Штатах

Осенью 2017 года скандал с подозрениями насчет вмешательства России в выборы президента США вышел на новый виток. Руководство социальной сети Facebook выяснило, что в течение почти двух лет фейковые учетные записи, предположительно связанные с Россией, покупали политическую рекламу в соцсети на десятки тысяч долларов. Этими данными они поделились с властями США, которые расследуют возможное вмешательство России в американский избирательных процесс.

Роль соцсетей в избирательной кампании

О том, какую роль сыграла соцсеть Facebook в ходе избирательной кампании, рассказал западным СМИ специалист по цифровым технологиям Брэд Парскейл, который был приглашен на работу в предвыборный штаб для разработки стратегии виртуального противодействия штабу конкурента Дональда Трампа Хиллари Клинтон.

Реклама

По его словам, у него была задача создать эффективную конкуренцию Клинтон, у которой были преимущества в деньгах и доступе на телевидении. Таким образом, основными каналами Трампа стали Facebook и Twitter. Twitter выполнял роль площадки общения Трампа с избирателями, а Facebook он сравнил с магистралью, по которой двигалась вся предвыборная кампания.

Стоит отметить, что, по словам Парскейла, реклама в ходе избирательной кампании Трампа обходилась в среднем в день 50-60 тыс. долларов, размещалось 100 тыс. различных объявлений каждый день, а всего было израсходовано 94 млн. долларов.

"Каждый день мы создавали более сотни тысяч объявлений с помощью алгоритмов и программного обеспечения", – сказал Парскейл. Также он сообщил, что они нанимали в команду специалистов из Facebook. При этом, Парскейл категорически отрицает любые связи с русскими.

Реклама

Впрочем, как считает политтехнолог Ярослав Макитра, влияние соцсетей на исход избирательной кампании хоть и действительно есть, но все же преувеличено. Повлиять с помощью соцсетей можно на тех людей, кто является активным их пользователем и для кого они – основной источник получения информации.

"В принципе, на таких граждан можно повлиять. Это может быть коррелированием избирательного процесса определенным влиянием на общественное мнение и на выбор конкретного человека", – говорит Макитра.

В случае с выборами президента США, как сообщают в Facebook, в купленных объявлениях не было отсылок к президентским выборам или участвующим в гонке кандидатам. В сообщениях затрагивались актуальные темы, например, разрешение на ношение оружия и опасения по поводу иммиграционной политики, а также права ЛГБТ и расовая дискриминация. По словам эксперта, в данном случае речь идет о непрямой рекламе.

Реклама

Так, сыграть на этом можно, используя неправдивую информацию, которую далеко не каждый пользователь будет проверять, манипулятивную подачу этой информации (создавая видимость поддержки определенной темы (или наоборот). И это действительно может стать способом повлиять на определенных пользователей соцсети. Так, например, в украинском общественно-политическом сегменте соцсетей порядка 90% страниц, – фейковые. С их помощью иногда начинает массово распространяться какие-то мнение, утверждение или идея, которое потом массово "лайкают" и комментируют те же нереальные персонажи.

"Создается видимость, что это – тысячи человек. И кто-то под влиянием таких аргументов, "лайков", "шеров", якобы убедительных доказательств, может поменять свое мнение потому, что не видит в этой ситуации своих единомышленников", – говорит Макитра.

В то же время, это влияние – воздействие на конкретного человека. Впрочем, в дальнейшем оно может распространяться и в оффлайне, например, если он начинает делиться полученной в соцсетях информацией с близкими, знакомыми, обсуждать ее. Особенно эффективным влияние соцсетей будет, если информацию подхватят так называемые "лидеры мнений" – люди, за которыми многие следят в соцсетях и к чьей точке зрения прислушиваются. В такой ситуации главное – критично реагировать на полученную информацию, анализировать или проверять ее, но так делают далеко не все, отмечает Макитра.

Впрочем, по мнению политтехнолога, значение соцсетей в формировании общественного мнения несколько преувеличено – кардинально повлиять на общественное мнение или результаты выборов такие манипуляции не смогут. "Определенное влияние есть. При наборе некоторых технологий это влияние может сыграть какую-то роль. Но точно нельзя выиграть за счет соцсетей выборы, – говорит Макитра. – Можно донести определенную информацию, манипулировать, но это комплекс".  

Facebook,  Twitter и следы России

В результате анализа сделок по приобретению рекламных площадей Facebook выяснилось, что с июня 2015 по май 2017 года около 100 тысяч долларов было потрачено на примерно три тысячи объявлений, связанных с 470 фейковыми аккаунтами и страницами. Как заявил глава службы безопасности соцсети Алекс Стеймос, аналитики Facebook полагают, что эти учетные записи и страницы связаны друг с другом и управлялись из России.

Как сообщают в Facebook, в подавляющем большинстве этих объявлений не было конкретных отсылок к президентским выборам или участвующим в гонке кандидатам.В сообщениях затрагивались такие темы, как разрешение на ношение оружия и опасения по поводу иммиграционной политики, а также права ЛГБТК и расовая дискриминация.

Поскольку подобные действия нарушают правила соцсети, все обнаруженные фейковые учетные записи были заблокированы. При этом Facebook отказался обнародовать содержание рекламы и данные пользователей, которые ее размещали, сославшись на собственную политику о неразглашении информации, а также на федеральный закон США.

Эксперты отмечают, что 100 тысяч долларов – небольшая сумма в масштабах стоимости всей кампании, однако тот факт, что некие российские структуры взялись за распространение политических сигналов, наводит, по их мнению, на мысль, что их консультировал кто-то в Соединенных Штатах.

Позднее основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что социальная сеть передаст Конгрессу США данные по делу о "российском вмешательстве". Более того, Цукерберг сообщил, что сотрудничает с властями США по делу о возможном вмешательстве России в американские выборы. По его словам, соцсеть на протяжении долгих месяцев вела расследование "российского присутствия".

Цукерберг отметил, что соцсеть ищет иностранных агентов, в том числе и различные "российские группы" и людей из других стран бывшего СССР, а также организации и компании, чтобы понять, как они использовали инструменты Facebook "для подрыва демократии".

"Мы живем в новом мире. Это новый вызов для интернет-сообщества – взаимодействовать с национальными государствами, которые пытаются перевернуть ход выборов. Мы продолжим работать с правительством, чтобы понять в полном объеме глубину влияния России на выборы в США, и мы готовы обеспечивать честные выборы по всему миру, дав каждому право голоса, чтобы победила демократия", – подытожил Цукерберг.

При этом Марк Цукерберг признал, что Facebook не удалось найти доказательств связи подставных аккаунтов с "пророссийской рекламой". В дальнейшем Facebook будет требовать от политических рекламодателей раскрытия того, кто конкретно является заказчиком рекламных объявлений.

В ответ, российские власти традиционно опровергли всякую причастность к вмешательству во внутренние дела США через социальную сеть Facebook.

"Мы не знаем, кто и как размещает рекламу в Facebook, и никогда этим не занимались, никогда российская сторона не была к этому причастна", – сказал пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков.

Президент США Дональд Трамп, в свою очередь, назвал эту информацию "очередной мистификацией".

"Мистификация по России продолжается, теперь это реклама на Facebook. А как насчет полностью предвзятого и нечестного освещения в СМИ в пользу жуликоватой Хиллари?", – написал он в Twitter.

После того, как Facebook упомянула в своем исследовании ряд аккаунтов, еще одна соцсеть – Twitter – провела проверку порядка 450 из них. В итоге стало известно, что 22 из них связаны с Twitter и были заблокированы за спам (политическую рекламу). Также Twitter сообщает, что, благодаря уже выявленным аккаунтам, были обнаружены еще 179 аккаунтов, против которых были приняты те же меры за нарушения правил по спаму.

Напомним, еще в январе этого года спецслужбы США утверждали, что Россия помогла Трампу победить на выборах, в частности, путем распространения в соцсетях ложной информации с целью повлиять на общественное мнение. Россия последовательно отрицает факт вмешательства в американские выборы.

Совсем недавно комитет Сената США по разведке, ознакомившись с информацией спецслужб, признал, что Россия совершала хакерские атаки и другие действия, чтоб повлиять на ход американских выборов. А глава комитета сенатор Ричард Бурр отметил, что расследование все еще продолжается, а также остается открытым вопрос о возможном сговоре президента США Дональда Трампа с россиянами...

Читайте также:

Реклама
Самые важные и интересные новости всегда под рукой
“Сегодня” в Telegram Подпишись на RSS-канал

Далее по теме

Все новости Показать еще
Реклама
Горячая точка: Казахстан
Больше новостей
Все новости Показать еще
Североатлантический дайджест
Больше о НАТО
Все новости Показать еще
Угроза войны с Россией
Подробнее
Все новости Показать еще
Все новости
Последние новости
Показать еще
Прямая трансляция ukraine24
Украина - на 110 месте в этом рейтинге
ТОП-10 стран по уровню счастья
1
Финляндия Финляндия
7.842
2
Дания Дания
7.620
3
Швейцария Швейцария
7.571
4
Исландия Исландия
7.554
5
Нидер­ланды Нидер­ланды
7.464
6
Норвегия Норвегия
7.392
7
Люксем­бург Люксем­бург
7.324
8
Швеция Швеция
7.363
9
Новая Зелан­дия Новая Зелан­дия
7.277
10
Австрия Австрия
7.268
Подробнее
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

28.99

Российский рубль (₽)

0.3715

Евро (€)

32.34

Эко-рейтинг
ТОП-10 мировых лидеров по выбросам углерода на душу населения
1
ОАЭ ОАЭ
19,5
2
Канада Канада
15,2
3
Саудовская Аравия Саудовская Аравия
14,5
4
США США
14,4
5
Австралия Австралия
13,6
6
Россия Россия
11,4
7
Южная Корея Южная Корея
11,3
8
Казахстан Казахстан
11,2
9
Тайвань Тайвань
10,8
10
Япония Япония
8,4
11
Средний в мире Средний в мире
4,4
Смотреть весь рейтинг
Распространение наркотиков в странах мира
Кокаин, опиаты или канабис - что популярнее
Канабис

Популярен по всему миру: Северная Америка, Куба, Ямайка, Перу, Боливия, Чили, Аргентина. Африка - Алжир, Судан, Мадагаскар, ЮАР. Европа - особенно Франция. Турция, Пакистан, Индонезия, Филиппины. Считается легким наркотиком, вызывает состояние, сходное с опьянением, не вызывает сильной физической зависимости.

Опиаты

Популярны в Украине, Беларуси, Иране, Туркменистане, Таджикистане, Афганистане, Индии, Мьянме, Вьетнаме. К опиатам относятся морфин, опиум, кодеин, героин - последний особенно опасен. Вызывают непреодолимую физическую зависимость, употребление обычно приводит к смерти в течение нескольких лет.

Амфетамин и другие стимуляторы

Популярны в Европе: Франция, Германия, Чехия. А также в Японии, Саудовской Аравии, Монголии и Китае. Под воздействием стимуляторов, таких как метамфетамин, амфетамин, экстази, возрастает физическая и умственная активность, человек может несколько дней обходиться без сна и пищи. Опасны для сердца, нервной системы.

Кокаин

В свое время пользовался чрезвычайной популярностью в США и Канаде. Сейчас всего несколько стран, где кокаин преобладает: Италия, Доминиканская республика, Тринидад и Тобаго. По воздействию сходен с амфетаминами. Может привести к внезапной остановке сердца, шоку и коме. Вызывает сильное психологическое привыкание.

Таблетки и токсические пары

Венесуэла, Греция, Чехия, Албания, Нидерланды, Литва, Сербия, Саудовская Аравия. Транквилизаторы и седативные: бензодиазепины, барбитураты, а также пары химических веществ, например, клея или бензина. Опасны для печени, головного мозга и нервной системы. Распространены в бедных, авторитарных странах или в связи с миграцией.

1 /2
Рейтинг
10 самых богатых людей мира
1
Илон Маск, SpaceX Илон Маск, SpaceX
203 млрд
2
Джефф Безос, Amazon Джефф Безос, Amazon
187 млрд
3
Бернар Арно, Louis Vuitton Moet Hennessy Бернар Арно, Louis Vuitton Moet Hennessy
175 млрд
4
Билл Гейтс, Microsoft Билл Гейтс, Microsoft
131 млрд
5
Марк Цукерберг, Facebook Марк Цукерберг, Facebook
126 млрд
6
Ларри Пейдж, Google Ларри Пейдж, Google
121 млрд
7
Ларри Эллисон, Oracle Ларри Эллисон, Oracle
120 млрд
8
Сергей Брин, Google Сергей Брин, Google
116 млрд
9
Уоррен Баффет, Berkshire Hathaway Уоррен Баффет, Berkshire Hathaway
102 млрд
10
Мукеш Амбани, Reliance Industries Мукеш Амбани, Reliance Industries
99 млрд
Больше о самом богатом
Рассветы
Восход солнца в самых красивых городах мира
Иерусалим
Париж
Лос-Анжелес
Нью-Йорк
Львов
Токио
Лондон
Москва
Каир
Рио-де-Жанейро
Дели
Киев
1 /2

TV News

Covid’19

Главные темы

Погода

Гороскоп

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять