Топ 10 крупнейших метеоритных кратеров в мире

В районе кратера Попигай находится крупнейшее в мире месторождение импактных алмазов, а Вредефорт является самым большим кратером на Земле

1. Вредефорт<br />
Вредефорт — ударный кратер на Земле, расположен в 120 километрах от Йоханнесбурга, ЮАР. Диаметр кратера составляет 250—300 километров, что делает его крупнейшим на планете. Назван в честь расположенного поблизости города Вредефорт. В 2005 году был зачислен в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Астероид, столкнувшийся с Землёй и образовавший кратер Вредефорт,  являлся одним из самых больших среди когда-либо соприкасавшихся с планетой после её формирования; по современным оценкам, его диаметр был около 10 километров. Образовавшийся в результате удара кратер имеет диаметр около 250—300 километров. Таким образом, кратер Вредефорт является самым большим образованием на Земле, вызванным контактом планеты с иными космическими телами<br />
1. Вредефорт
Вредефорт — ударный кратер на Земле, расположен в 120 километрах от Йоханнесбурга, ЮАР. Диаметр кратера составляет 250—300 километров, что делает его крупнейшим на планете. Назван в честь расположенного поблизости города Вредефорт. В 2005 году был зачислен в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Астероид, столкнувшийся с Землёй и образовавший кратер Вредефорт, являлся одним из самых больших среди когда-либо соприкасавшихся с планетой после её формирования; по современным оценкам, его диаметр был около 10 километров. Образовавшийся в результате удара кратер имеет диаметр около 250—300 километров. Таким образом, кратер Вредефорт является самым большим образованием на Земле, вызванным контактом планеты с иными космическими телами
2. Садбери<br />
Садбери — ударный кратер, который сформировался в результате падения кометы диаметром 10 км 1,85 млрд. лет назад. Удар создал кратер около 248 км в диаметре. Последующие геологические процессы деформировали кратер в овальную форму. Это второй по величине метеоритный кратер на Земле. Находится в Канаде. По периметру кратера найдены крупные залежи никелевой и медной руды. Причина продолжающихся трудностей с доказательством удара метеора заключается в том, что область падения была вулканически активной примерно в то же время и некоторые вулканические структуры могут напоминать следы столкновения с метеоритом<br />
2. Садбери
3. Акраман<br />
Акраман — ударный кратер в Австралии (штат Южная Австралия). Один из хорошо видимых в Google Earth кратеров. Возраст — около 590 млн. лет. Образовался в результате падения астероида-хондрита диаметром 4 км и плотностью 3 г/см³ со скоростью 25 км/с. Удар создал кратер около 90 км в диаметре. Взрыв привел к распространению обломков в одновозрастных отложениях на расстояние до 450 км. Последующие геологические процессы деформировали кратер.<br />
3. Акраман
4. Вудлей<br />
Вудлей — метеоритный кратер в Западной Австралии, расположенный восточнее залива Шарк. Обнаружен группой из 4 учёных из Австралийского национального университета во главе с Артуром Дж. Мори  в 2000 году. Кратер не выходит на поверхность, поэтому его размеры до сих пор остаются неизвестными. Открыватели оценили его диаметр в 120 км, однако другие исследователи склоняются к меньшим размерам, в частности одной из работ приводится оценка в 60 км.<br />
4. Вудлей
Вудлей — метеоритный кратер в Западной Австралии, расположенный восточнее залива Шарк. Обнаружен группой из 4 учёных из Австралийского национального университета во главе с Артуром Дж. Мори в 2000 году. Кратер не выходит на поверхность, поэтому его размеры до сих пор остаются неизвестными. Открыватели оценили его диаметр в 120 км, однако другие исследователи склоняются к меньшим размерам, в частности одной из работ приводится оценка в 60 км.
5. Маникуаган<br />
Кратер Маникуаган — ударный кратер в центральной части провинции Квебек, Канада, который сформировался в результате столкновения с астероидом диаметром 5 км. Удар астероида создал кратер около 100 км в диаметре, но в процессе эрозии и отложения осадочных пород видимый размер уменьшился до 71 км. Это пятый по величине известный кратер на Земле. Предполагается, что гора Вавилон является центральным пиком кратера. В настоящее время в кратере располагается озеро Маникуаган. Недавние исследования показали, что расплавленные в результате столкновения породы имеют возраст 214 млн. лет.<br />
5. Маникуаган
6. Мороквенг<br />
Мороквенг — ударный кратер, который сформировался в результате падения метеорита диаметром 5 км около 145 млн. лет назад. Находится в Южной Африке неподалёку от города Мороквенг. Удар создал кратер около 70 км в диаметре. Обнаружен он был в 1994 году благодаря аномалиям магнитного поля. Кольцо кратера было стёрто за миллионы прошедших лет и сейчас находится под песком. В 2006 году при бурении был найден осколок метеорита, имевший в диаметре около 25 см на глубине 770 метров.<br />
6. Мороквенг
7. Карский кратер<br />
Карский кратер — ударный кратер, который сформировался в результате падения метеорита около 70 млн. лет назад. После падения метеорита образовался кратер диаметром около 65 км. Находится в России в Ненецком автономном округе в 15 км к западу от реки Кара. В рельефе он представляет собой вытянутую и открытую Карскому морю впадину. Карский кратер заполнен образовавшимися при взрыве обломками пород, частично переплавленными и застывшими в виде стекловидной массы.<br />
7. Карский кратер
8. Чиксулуб<br />
Чиксулуб — древний ударный кратер диаметром 180 км, находящийся на полуострове Юкатан. Предполагается, что кратер образовался около 65 млн. лет назад  в результате удара астероида диаметром около 10 км. Предполагается, что удар также вызвал цунами высотой 50—100 метров, ушедшие далеко вглубь материков. Кроме того, по поверхности Земли прошла ударная волна от взрыва высокой температуры, вызвавшая лесные пожары по всему миру, в результате которых произошёл выброс большого количества сажи и угарного газа в атмосферу.<br />
8. Чиксулуб
Чиксулуб — древний ударный кратер диаметром 180 км, находящийся на полуострове Юкатан. Предполагается, что кратер образовался около 65 млн. лет назад в результате удара астероида диаметром около 10 км. Предполагается, что удар также вызвал цунами высотой 50—100 метров, ушедшие далеко вглубь материков. Кроме того, по поверхности Земли прошла ударная волна от взрыва высокой температуры, вызвавшая лесные пожары по всему миру, в результате которых произошёл выброс большого количества сажи и угарного газа в атмосферу.
9. Попигай<br />
Кратер Попигай— метеоритный кратер в Сибири, в бассейне реки Попигай. Диаметр кратера — 100 км, расположен он на севере Сибири, частично в Красноярском крае, частично — в Якутии. Территория кратера практически не заселена, ближайший населённый пункт — село Хатанга находится примерно в 400 км на северо-запад от центра кратера. Кратер был образован в результате удара астероида примерно 36 миллионов лет назад. В сентябре 2012 года были рассекречены сведения о том, что в районе кратера находится крупнейшее в мире месторождение алмазов.<br />
9. Попигай
10. Чесапикский ударный кратер<br />
Чесапикский ударный кратер образовался в результате падения метеорита на восточное побережье Североамериканского континента 35  млн. лет назад. Это наиболее хорошо сохранившийся морской ударный кратер, и сейчас самый крупный ударный кратер на территории США. Появление кратера повлияло на формирование очертаний Чесапикского залива.<br />
10. Чесапикский ударный кратер
Чесапикский ударный кратер образовался в результате падения метеорита на восточное побережье Североамериканского континента 35 млн. лет назад. Это наиболее хорошо сохранившийся морской ударный кратер, и сейчас самый крупный ударный кратер на территории США. Появление кратера повлияло на формирование очертаний Чесапикского залива.
1/10