Ученые выяснили, откуда взялся ВИЧ

22 июня 2007 16:25

Человек стал восприимчивым к ВИЧ из-за того, что наши предки когда-то направили усилия на борьбу с другим, не менее опасным вирусом.

Это открытие сделали специалист Центра онкологических исследований Фрэда Хатчинсона Майкл Эмерман и его коллеги.

В результате расшифровки генома шимпанзе в 2005 году учёные, сравнивая его с геномом человека, обнаружили множество интересных отличий. Одними из них оказались фрагменты ретровируса PtERV1, распространенного около четырёх миллионов лет назад.

Главная особенность ретровируса заключается в том, что он встраивается в ДНК. Характерный его пример – вирус иммунодефицита человека. Именно эта особенность и заставила Эмермана посмотреть на ВИЧ и на PtERV1 под одним углом зрения.

Выяснилось, что геном шимпанзе содержит около 130 копий PtERV1, тогда как у человека ни одного экземпляра этого вируса в ДНК не обнаружилось.

Учёные предположили, что некогда приматы имели какое-то средство для защиты от PtERV1. Главным претендентом на роль такого "лекарства" исследователи назвали белок TRIM5α.

Объясняется это тем, что этот белок применяется организмом для подавления ретровирусных инфекций и обнаруживается в разных формах у разных приматов. К тому же этот белок известен тем, что надёжно защищает некоторые виды макак от заражения ВИЧ-1.

Экстренная посадка самолета Belavia: какую компенсацию получили пассажиры

Для проверки действенности этого белка против древнего ретровируса провели эксперимент. Исследователи взяли ключевые гены PtERV1 и внедрили их в другой мышиный ретровирус для того чтобы приблизительно смоделировать действие первого.

Затем они заражали этим вирусом клетки других животных. "Обычные" клетки легко заражались, однако те, которые содержали человеческий белок TRIM5α, гораздо меньше подвергались действию инфекции.

Это стало подтверждением того, что этот белок когда-то успешно сражался с упомянутым вирусом в организмах "человеческих предшественников".

Команда Эмермана решила уточнить, как всё-таки белок помогает приматам. Однако, проведя дополнительное исследование, учёные узнали, что ни у одного примата нет ни единой версии спасительного белка, который помогал бы сразу и от ВИЧ, и от PtERV1. Таким образом, биологи пришли к выводу, что TRIM5α у человека в своё время выбрал "специализацию" против PtERV1, успешно победив его. Но в результате этого он оказался беспомощным перед ВИЧ.

Источник: Мембрана