Мнения представителей 27 стран по поводу кандидатуры на руководящий пост разделились, поэтому ожидается, что обсуждение этого вопроса затянется далеко за полночь.
Ранее фаворитом считался бывший премьер-министр Британии Тони Блэр, однако Франция и Германия дали понять, что поддержат менее заметную фигуру – бельгийского премьера Германа ван Ромпея.
В то время как бывшего британского премьера многие называют харизматичным, премьера Бельгии в европейской политической элите считают прагматиком.

Один из главных политических успехов Германа Ван Ромпея пришелся на его бытность министром экономики Бельгии. Тогда, благодаря избранной им тактике, внешний долг страны значительно сократился.
В списке возможных претендентов на президентский пост также значатся премьер-министр Голландии Ян-Петер Балкененде, бывший президент Латвии Вайра Вике- Фрейберга и премьер-министр Люксембурга Жан Клод Юнкер.
Вместе с президентом ЕС в Брюсселе будет избран глава общеевропейского МИД, который, по мнению многих, будет обладать даже большим полномочиями, чем президент.
В то время как избранный президент будет председательствовать на всех заседаниях Евросовета и играть ключевую роль в принятии основных решений, ответственный за внешнюю политику Евросоюза получит в свое распоряжение многомиллиардный бюджет, дипломатическое ведомство, состоящее из 5 тысяч человек, а также кресло вице-президента Европейской комиссии.
Как предсказывают некоторые эксперты, выборщики постараются более или менее автоматически соблюсти баланс между двумя кандидатурами. Например, один, скорее всего, будет представителем большой европейской страны, а другой – маленькой.
Кроме того, полагают, что президентское кресло может достаться политику правоцентристского толка, а место внешнеполитического ведомства – левоцентристу.
Реформа в структуре управления Евросоюзом предусмотрена Лиссабонским договором, который вступает в силу с 1 декабря нынешнего года.
Ратификация договора потребовала немало времени и усилий со стороны его авторов, так как некоторые европейские страны не сразу согласились его принять. Последней преградой на пути вступления документа в силу стала Чехия, которая потребовала гарантий неприкосновенности своего суверенитета.
По мнению европейских политиков, общее руководство ЕС укрепит его позиции на мировой арене и сделает голос Европы в решении мировых вопросов более значимым.