Македония идет в НАТО: как Россия проиграла регион и почему Грецию ждут досрочные выборы

26 января 2019, 07:28
Яркий пример российского влияния на Балканах летом прошлого года вылился в громкий скандал, когда Греция выслала двух российских дипломатов

Греки, протестующие против названия "Македония" для бывшей югославской страны / Фото: AFP

Парламент Греции ратифицировал соглашение с Македонией об изменении названия последней на Северную Македонию. Историческое решение, которое вчера на третий день горячих дебатов поддержали 153 депутата греческого парламента, стало последним необходимым шагом для разрешения 28-летнего спора между Грецией и Македонией о названии бывшей югославской республики. Это было главным и единственным препятствием на пути Македонии в НАТО и ЕС, которое блокировала Греция. Поэтому чуть ли не сегодня, по словам экспертов, официальные Афины должны заявить, что снимают свое вето. А Россия может "праздновать" поражение – еще одну страну на Балканах, вслед за Грецией после высылки из страны российских дипломатов, Москва потеряла. Ну а сами Афины, особенно после ратификации соглашения с Македонией, вошли в зону еще большей политической турбулентности, вплотную приблизившись к досрочным парламентским выборам. 

Шах и мат России

Основой вчерашнего решения греческого парламента стали так называемые Преспские соглашения об изменении названия бывшей югославской республики, которые министры иностранных дел Греции и Македонии в присутствии премьер-министров подписали 17 июня прошлого года в греческом регионе Преспес. Ранее сайт "Сегодня" уже писал, что спор между двумя странами не утихал с момента подписания в 1991 году декларации о независимости Республики Македония. И как только стало понятно, что по выполнению необходимых критериев Македония вплотную приблизилась к членству в ЕС и НАТО, обгоняя даже Хорватию, Греция заблокировала все евроинтеграционные и евроатлантические стремления Скопье на корню.

Реклама

По мнению официальных Афин, бывшая югославская республика должна была изменить свое название, так как северная греческая область носит название "Македония", что является скрытой территориальной претензией на эту территорию со стороны Скопье. В итоге летом прошлого года удалось выйти на компромиссный вариант названия – Республика Северная Македония – именно такое название записали в Преспских соглашениях. 

На прошлогоднем двухдневном саммите НАТО в Брюсселе, который прошел через месяц после подписания исторического соглашения, главной звездой, конечно же после Дональда Трампа, стал македонский премьер Зоран Заев. Ведь там в Брюсселе генсек Йенс Столтенберг заявил, что лидеры Альянса договорились официально открыть переговоры о членстве с Македонией. Абсолютно все европейские лидеры в кулуарах саммита говорили Заеву "добро пожаловать в семью", хоть официально даже предположительную дату вступления Македонии в НАТО никто не озвучивает (неофициально в НАТО говорят, что дедлайн – весна 2020 года). 

Еще до брюссельского саммита НАТО парламент Македонии ратифицировал историческое соглашение с Грецией. Но президент Гьорге Иванов отказался его подписать аргументируя тем, что это, якобы, вредит национальной идентичности македонцев и ставит страну в зависимость от Греции. Парламенту Македонии удалось преодолеть вето президента, открыв путь для вынесения решения на референдум. Правда и здесь не обошлось без сюрпризов. Референдум не состоялся из-за низкой явки, хоть 90% проголосовавших высказались за переименование страны, а сам референдум носил лишь консультативный характер. 

Реклама

Но парламент все же пошел на внесение изменений в Конституцию и 11 января это решение поддержал 81 из 120 депутатов. "И вчерашняя ратификация парламентом Греции соглашения теперь уже с Северной Македонией открывает путь последней в ЕС и НАТО, на котором она была уже давным давно, опережая даже другие страны Западных Балкан. Но из-за неурегулирования этого вопроса с названием Греция долгое время блокировала вступление Македонии в ЕС и НАТО, – говорит сайту "Сегодня" посол Украины в Хорватии, Боснии и Герцеговине (2010-2017 гг.) Александр Левченко. – Но есть силы, которые этому противятся. Нужно понимать, что Россия, конечно же, хочет все это заблокировать, потому что потеряет свое влияние на Балканах и возможность торга с европейскими партнерами, мол если у Москвы там есть влияние, значит с ней нужно договариваться". 

Яркий пример такого российского влияния в регионе летом прошлого года вылился в громкий скандал, когда Греция выслала двух российских дипломатов и запретила въезд в страну еще двум россиянам как раз из-за того, что они пытались сорвать историческое соглашение между Грецией и Македонией. Причем произошло это на следующий день после того, как НАТО официально открыла переговоры с Македонией о членстве. 

Шаткие позиции Ципраса

Но и без шпионских страстей с российским следом, в истории с соглашением между Грецией и Македонией хватает своих внутренних нюансов. Накануне рассмотрения греческим парламентом вопроса по Македонии, в Афинах вспыхнули массовые акции протеста. Десятки тысяч людей вышли на митинг против соглашения с Македонией. По сообщениям греческих СМИ, местные власти, церкви и монастыри арендовали около трех тысяч автобусов, чтобы привезти людей с регионов в Афины. Протестующие с надписями на плакатах "Македония не продается" и "Македония – это Греция", требовали от правительства провести референдум по соглашению с Македонией. В итоге все закончилось столкновениями с полицией и массовыми арестами. 

Реклама

Именно поэтому вчера, когда парламент голосовал за историческое решение, в Афинах усилили меры безопасности на случай серьезных беспорядков, но повторных столкновений с полицией избежать не удалось: пострадало трое правоохранителей, 11 протестующих задержаны. Однако парламенту Греции все же удалось проголосовать историческое решение – соглашение поддержали 146 депутатов. Но какой ценой? 

В знак протеста против соглашения с Македонией, называя его "продажей государства", из коалиционного правительства 13 января вышел министр обороны, лидер правой партии "Независимые греки" (Anel) Панос Камменос. По его мнению в новом названии бывшей югославской республики вообще не должно быть слова "Македония". Но правительству Алексиса Ципраса, правда теперь уже меньшинства, удалось устоять: 16 января 151 из 300 депутатов проголосовали "за" вотум доверия. 

Интересно, что против соглашения с Македонией выступала и консервативная оппозиционная партия "Новая демократия". Правда, препятствовать ратификации вчера она все же не стала. По последним соцопросам ее поддерживают более 30% греков. В политике "Новая демократия не новичок". Она уже была у власти в докризисные годы, но режим жесткой экономии обвалил ее рейтинги, а на волне популизма и ненависти к МВФ и Брюсселю к власти в 2015 году пришла леворадикальная Syriza во главе с Ципрасом. Но, как бы он не обещал своим избирателям уйти от евро и уменьшить налоги, без помощи внешних кредиторов обойтись не смог, чем и воспользовалась оппозиция, сыграв вдобавок на негативном отношении греков к соглашению о переименовании Македонии. 

Теперь "Новая демократия" продавливает идею досрочных парламентских выборов. Еще в 2016-м она обновила свой руководящий состав. Лидером консерваторов стал Кириакос Мицотакис – представитель бывшей правящей семейной династии. Его отец Константинос Мицотакис был премьер-министром в 1990-1993 гг., а сестра – Дора Бакоянни – министром иностранных дел в 2006-2009 гг. 

Но эксперты сомневаются, что конкретно вчерашнее голосование за соглашение с Македонией может стать катализатором досрочных парламентских выборов в Греции.

"Позиции правящей партии Syriza ослабевают, чуть больше недели назад развалилась их коалиция с праворадикальной партией Anel. То есть, сейчас в Греции правительство меньшинства, поэтому и голосование за доверие правительству, и за Преспское соглашение возлагалось не только на собственных, но и разных независимых депутатов. То есть, голоса собирались буквально по крупицам. Конечно, правительству Ципраса хотелось бы "дожить" до октября, но в таких условиях работать им будет очень сложно. Поэтому есть вероятность, что досрочные парламентские выборы в Греции могут пройти уже этой весной", – сказала сайту "Сегодня" член правления Совета внешней политики "Украинская призма" Надежда Коваль.