Мэр Варшавы: Кличко нужно прислушиваться к мнению киевлян

2 июня 2015, 16:28
Ханна Гронкевич-Вальц поделилась опытом управления европейской столицей

Женщина-мэр. Ханна успешно руководит Варшавой уже третий срок

Президент-мэр Варшавы Ханна  Гронкевич- Вальц рассказала "Сегодня" о финансировании строительства метро в польской столице, об обустройстве берегов Вислы, о моде на велосипеды и о советах для мэра Киева Виталия Кличко

— Госпожа Ханна, вы уже третий срок являетесь президентом (мэром) Варшавы. Скажите, как вам удалось привлечь инвестиции для расширения городской инфраструктуры, и сколько?

Реклама

— Когда более 8 лет назад я заняла должность президента Варшавы, столица Польши была городом с огромной задержкой инфраструктурного развития. Поэтому в первые годы моего пребывания на должности каждый пятый злотый из горбюджета выделялся на крупные инвестиции — строительство и модернизацию дорог, новые автобусы, расширение линии метро и обновление городских площадей. В общей сложности с 2007 года из центрального бюджета города и фондов ЕС мы инвестировали в Варшаву около $9,3 млрд. Изменения в Варшаве увидели не только жители, но и инвесторы: они активно обустраивают здесь офисы и платят здесь налоги.

— Какие кардинальные изменения вы внесли в городскую транспортную систему? Как сделать ее идеальной?

— Транспортные сети Варшавы — одни из крупнейших в Европе. Есть метро, низкопольные автобусы, трамваи и поезда — в общей сложности более 310 линий, которые развозят жителей по всей Варшаве и агломерации. В этом году мы выделили 2,5 млрд злотых на развитие транспорта, а в 2014—2022 гг. будет выделено 11,353 млрд.

Реклама

В нашей системе, приоритетным является ж/д транспорт — метро, электрички и трамваи, которые не стоят в пробках, поэтому более эффективны. Последовательно развивается метро — закончено строительство центрального участка второй линии (стоимость — 4,491 млрд злотых, из которых 2,7 млрд получены из фондов ЕС). Мы построили 14 автостоянок, работающих в системе "припарковался и поехал": вы можете оставить свое авто, а затем продолжить свой путь на метро. Мы планируем построить 27—30 таких объектов. Все наши транспортные средства адаптированы к потребностям людей с ограниченными возможностями: автобусы и поезда низкопольные, оснащены кондиционером и дисплеем для визуальных и голосовых объявлений остановок. На модернизацию с 2007 года потратили более 5 млрд злотых (купили более 900 автобусов, 200 трамваев и 28 поездов местной транспортной коммуникации).

— Сколько стоит проезд в метро и местном транспорте, и какая действует система оплаты — можно ли в недрить такую в Киеве?

- Проезд в метро стоит столько же, сколько и в автобусе, трамвае или электричке: самый дешевый билет, без льгот, на проезд в течение 20 минут стоит 0,9 USD (19,30 грн). Мы не дифференцируем оплату в зависимости от транспортного средства, а упрощаем тариф и адаптируем его к потребностям и ожиданиям пассажиров. Столичный тариф включает в себя билеты для людей, которые лишь иногда используют транспортные средства, и для тех, кто пользуется каждый день. Туристы, студенты-заочники и аспиранты могут воспользоваться специальным билетом на выходные (действует с 19:00 пятницы до 8:00 понедельника). Мы позаботились и о пассажирах, которые каждый день приезжают на работу, в школу или университет в столицу из соседних регионов: специальный тариф включает в себя долгосрочные билеты на 30 или 90 дней, действительные в одной из двух или в обеих зонах (закодированы на транспортной карте). В столице действуют многочисленные скидки для групп пассажиров. Среди прочего, 50%-я скидка для учеников, студентов, пенсионеров, инвалидов, а пенсионеры старше 70 лет имеют право на бесплатный проезд. Дети из семей, которые имеют четверых или более детей, тоже имеют право на бесплатный проезд (для этого нужно иметь спецкарточку), а дети из семей с тремя детьми могут приобрести более дешевый годовой билет. Также мы сотрудничаем с десятками соседних регионов: жители этих местностей, среди прочего, могут путешествовать поездами других перевозчиков, пользуясь так называемым "общим билетом".

Реклама

На дополнительные преференции в приобретении билетов на проезд могут рассчитывать лица, которые платят налог на прибыль (НДФЛ) в Варшаве: в рамках карты варшавянина или карты молодого варшавяка (сложный аналог карты киевлянина. — Авт.), они могут купить билеты на проезд по более низкой цене, и даже воспользоваться другими скидками — например в варшавских театрах, бассейнах и ресторанах. Таким образом, город вознаграждает тех, кто пополняет средства для функционирования города и платит НДФЛ в Варшаве, и стимулирует платить людей, которые до сих пор этого не делают.

— Вы активно развиваете в городе велотранспорт. Является ли это одним из главных приоритетов? Как вы развиваете эту систему?

— Мы делаем ставку на современную "велосипедную" Варшаву, где жители могут использовать этот вид транспорта как альтернативу авто. В 2012 году мы запустили систему проката велосипедов Veturilo: в этом сезоне велосипедисты могут воспользоваться 197 станциями и почти 3 тысячами велосипедов. В прошлом году велосипеды арендовали 1,9 млн раз, а используют систему более 300 тысяч человек! Мы инвестируем в инфраструктуру и повышаем уровень велодорог. Только в прошлом году мы ввели в эксплуатацию более 60 км дорог и велодорожек, а общая сеть велодорог в столице сейчас составляет более чем 421 км. Жители могут пользоваться более 1 тысячей паркингов для велосипедов (11 тыс. мест) и 40 станциями самообслуживания и ремонта.

— Какие сейчас основные проблемы Варшавы? Как Вы их решаете?

— Варшава очень динамично развивается, растет количество молодых людей. Следовательно, нужно больше яслей и детских садов. Хотя мы постоянно инвестируем в новые объекты, возрастают и потребности. В частности, в районах, где появляются новые кварталы.

— Что для вас является "хорошим городом"? Есть ли у вас рецепт "комфортного города"?

— Варшава — это город, который создается для жителей. Это, прежде всего, безопасность и комфорт. Чтобы осуществить эти требования, мы внедрили в Варшаве барометр — циклическое исследование мнения жителей, касающееся столицы. Следующим инструментом является Центр контакта с жителями 19115: люди по телефону, интернету или с помощью мобильных программ могут сообщать о делах, связанных с городом: например, о выбоине на дороге, или о сломанной ветке, которые следует устранить. В прошлом году мы обеспечили участие граждан в распределении бюджета, благодаря которому жители оглашают конкретные проекты, а после все вместе путем голосования выбирают лучшие, которые и реализуются. В этом году на проекты жителей выделено $13,36 млрд.

— Как и в Киеве, в Варшаве есть красивая река в центре города, которой обычно не уделяется достаточно внимания. Как вы развиваете сейчас набережную?

— Я обещала вернуть реку жителям столицы. Мы вывезли мусор, удалили лишние растения, создали первые пляжи. Сделали все, чтобы жители почувствовали: берега Вислы — это отличное место для отдыха, развлечений, занятий спортом. До этого в столице не было ни одного хорошего пляжа, а сейчас их шесть. Всего в инвестиции на берега Вислы в 2009—2014 гг. мы потратили более 227 млн злотых. В последующие годы планируем продолжить обустройство берегов: тут появятся новые бульвары, развлекательные маршруты и автоматические туалеты, о чем просят жители.

— Какой совет вы можете дать мэру Кличко, чтобы наш город стал еще лучше?

— Необходимо инвестировать в город. И, главное, прислушиваться к мнению жителей.