Музей моря: почему стоит посетить экспозицию "Летняя гавань" в Таллине

17 июня 2018, 03:40
Бетонные ангары для гидросамолетов превращены в огромный мультимедийный музей, рассказывающий о традициях мореходства в Эстонии

Экспозиция. По левому краю зала — легендарная подводная лодка "Лембит", по правому — рыбачьи лодки, спортивные буеры и... донные мины

Столица Эстонии все чаще рассматривается нашими соотечественниками как подходящее место для короткого путешествия. Например, на уикенд: пары дней вполне хватит для знакомства с туристической классикой города. Однако настоятельно советуем добавить к традиционным прогулкам по Старому городу посещение еще одного объекта — тем более что находится он неподалеку от центра.

Экспозиция Морского музея "Летная гавань" никого не оставит равнодушным. Даже если вам не интересны море и техника, вы оцените дизайн экспозиции, буквально нашпигованный всевозможными мультимедийными средствами.

Реклама

Уточнение

Вообще-то в состав Морского музея входит еще и орудийная башня Старая Маргарита, расположенная в Старом городе. Но она сейчас закрыта на реставрацию до осени 2019 г.

  • Цены

Входной билет в ангар и все корабли на территории "Летной гавани" обойдется в 14 евро. Можно также купить билеты на каждый из объектов в отдельности. Есть семейный билет (два взрослых и их дети до 18 лет): он стоит 28 евро.

К Морскому музею можно доехать автобусами №3 и №73, трамваями №1 и №2. Впрочем, если вы отправитесь в Морской музей из Старого города, можно и пешком дойти: от Ратуши до Летной гавани — всего 2 км.

Реклама
  • Авиарейсы

Для того чтобы добраться до Таллинна по воздуху, можно воспользоваться предложениями нескольких авиакомпаний. Кто-то летает со стыковкой (например, c Air Baltic нужно делать посадку в Риге), кто-то выполняет прямые рейсы (МАУ). Также рейсы выполняет национальный перевозчик Эстонии — авиакомпания Nordica: их самолеты выполняют рейсы из аэропорта "Борисполь" и аэропорта "Киев" им. И. Сикорского. А из аэропорта Таллинна в город можно добраться на трамвае.

Ангар. Построенные в 1916—1917 гг. укрытия для гидросамолетов

Реклама

Экскурс в историю

В начале XX в. Российская империя энергично строила береговые укрепления на Балтике: броненосцы Германии стал превосходить Балтфлот, и нужно было принимать меры. Так появилась Морская крепость Императора Петра Великого — комплекс сооружений, защищавших Финский залив и подходы к Санкт-Петербургу. Одним из элементов крепости стала Летная гавань (Lennusadam) на северо-западной окраине Ревеля (название Таллинна в Российской империи). Здесь на берегу моря построили ангары для гидросамолетов — нового для того времени вида вооружения. Ангары представляют собой купола из железобетона. В наше время они уже стали памятником архитектуры, а в 1916 году это был шедевр инженерной мысли! Правда, назывались они совсем не пафосно — "сараи для аэропланов". По назначению "сараи" почти не использовались, затем они очутились на территории военной части, и о них благополучно забыли на десятилетия. Только в 70-х годах один эстонский историк и краевед напомнил о существовании уникального объекта. Так, в 2012 году Летная гавань стала музейным комплексом.

Батарея. Здание входило комплекс крепости Петра Великого

Обзор местных плавсредств

Экспозиция музея с первого момента ошеломляет. У посетителя возникает иллюзия, что он движется по палубе, а за бортом — толща прозрачной воды. На "дне" — обширные россыпи морских мин разных эпох и государств. Кое-где заметные остовы старинных судов. Чуть ниже уровня палубы — коллекция бакенов и тому подобных приспособлений, обеспечивающих безопасность судовождения. Но для сухопутных крабов более интересна обширная подборка лодок — от остова древнего корабля и до спасательного катера на воздушной подушке. Машину подарили независимой Эстонии, но она оказалась совершенно бесполезной в местных условиях. Зато прекрасно вписалась в музейную экспозицию.

Для многих открытием может стать знакомство с буерами — неким гибридом парусной лодки и саней. Буеры издавна использовались на Балтике местными рыбаками и крестьянами, а в советскую эпоху в прибалтийских республиках буерный спорт приобрел особую популярность. Он даже стал этаким специалитетом региона, наравне с теми же бальзамами.

Ледокол с бурной биографией

Морской музей в Летной гавани — это не только эффектная мультимедийная экспозиция под железобетонными куполами. Просторная площадь отделяет ангары от причальной стенки, возле которой пришвартован на вечную стоянку старинный ледокол. Сам по себе этот тип судна уже большая редкость, а в Летной гавани представлен еще и один из самых старых ледоколов мира. Его биография — наглядная иллюстрация к бурной истории этого региона. Судно построено в 1913 г. немецкой фирмой на верфи в Штеттине (сегодня — польский Щецин). Первым капитаном стал уроженец Ревеля, контр-адмирал русского флота Григорий Хагманн. Первое название корабля — "Царь Михаил Федорович". Вскоре после спуска на воду принял участие в военных действиях, а после Февральской революции ледокол переименовали в "Волынец". В 1918 г. финны захватили судно и переименовали его в "Вяйнямейнен". В 1920 г. Финляндия передает его Советской России, та, в свою очередь, возвращает его в 1922 г. Эстонии. Там на борту выводят новое название — "Суур Тылль". В 1941 г. "Суур Тылль" снова становится "Волынцем", а в 1988 г. ледокол списывают. Но не режут на металлолом, а снова возвращают ему название "Суур Тылль" и превращают в музей.

К столетнему юбилею ветерана хорошо подновили, и он приобрел современный вид.

Ветеран. Корабль успел походить под флагами четырех стран

Подводная лодка, ставшая легендой эстонского военно-морского флота

Ключевым элементом экспозиции является подводная лодка "Лембит". Она, как великан, нависает над остальными, многочисленными, но мелкими экспонатами.

Лодка построена в Великобритании в 1937 г. В 1940 г. вошла в состав советского Балтфлота, принимала участие в Великой Отечественной войне. Затем еще долго использовался как учебное судно.

После обретения Эстонией независимости ветеран на короткое время вошел в состав флота, но вскоре был списан и стал музейным экспонатом.

В момент "выхода на пенсию" в 2011 г. "Лембит" был старейшей действующей подлодкой в мире: эстонцы считают лодку гордостью своего маленького ВМФ.

Рубка. Субмарина названа в честь лидера народного восстания

В большинстве субмарин-музеев прорезаны специальные входы для визитеров. А вот в "Лембит" посетители пробираются через один из "естественных" входов — торпедопогрузочный люк.

Внутрь "Лембита" следует забраться обязательно — хотя бы для того, чтобы понять,
насколько тяжела служба подводников. Узкие люки между отсеками, десятки малопонятных труб и вентилей над головой... Гамаки для отдыха из-за дефицита места закреплены над торпедами. Миниатюрный камбуз (корабельная кухня) и еще меньшее по размерам отхожее место, в котором почти невозможно повернуться.

В каждом отсеке — не просто табличка с пояснениями, а специальное устройство, рассказывающее на нескольких языках о том, что видит перед собой посетитель.

В отсеке. Интерьер "Лембита" сохранен в неприкосновенности