Турция: победа, похожая на поражение Эрдогана

9 июня 2015, 07:42
Турция вступила в затяжной политический кризис из-за тактики своего президента

Сторонники нынешнего премьер-министра Турции больше разочарованы победой на выборах. Фото AFP

В воскресенье, в ходе парламентских выборов, пошатнулись позиции турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который находится у власти с 2003 года — сначала в роли премьера, теперь — президента. По результатам подсчета 100% бюллетеней, его политсила "Партия справедливости и развития" (ПСР) победила, заручившись поддержкой 40,8% голосов, что дает ей 256 мест в парламенте. Но для принятия решений исключительно своими силами ПСР необходимо иметь хотя бы 330 мандатов, а чтобы без референдума переписывать Конституцию (Эрдоган, напомним, мечтает наделить себя частью премьерских полномочий и сделать из парламентской республики Турция президентскую), — и вовсе 367. К тому же поддержка Эрдогана падает: на выборах в 2011 году его партия получила более 49% голосов и имела 326 мандатов.

Теперь для формирования правительства ПСР нужна коалиция. Второе место на выборах, с 25,2% голосов и 133 мандатами, получила левоцентристская "Народно-республиканская партия" (НРП), третье — "Партия националистического движения" (ПНД — 16,5% и 83 мандата). Также впервые вошли в парламент курды с "Демократической партией народов" (ДПН — 12,98% и 81 мандат).

Реклама

Курды в коалицию точно не пойдут: лидер ДПН Селахаттин Демирташ еще во время агитации исключил такую возможность. "ПСР заявила, что курдского вопроса не существует. Таким образом она сама лишила себя поддержки на юго-востоке и существенно ухудшила там свои показатели", — сказал Демирташ, выступая после выборов в штабе своей партии. У курдов за последний год появились свои счеты с Эрдоганом, не говоря уже о давнем вопросе с пожизненным заключением их лидера Абдуллы Оджалана, который объявлен террористом. В марте Эрдоган отказался от переговоров с курдами, а чуть ранее долго не разрешал ополченцам защитить сирийский курдский приграничный город Кобани, захваченный джихадистами "Исламского государства". И когда под нажимом США турецкую границу для ополченцев открыли, в Кобани уже погибли более тысячи человек.

Не стоит ПСР надеяться также на союз с "Партией нацдвижения": ее лидер Девчет Бахчели уже заявил, что останется в оппозиции. "ПНД, как оппозиционная партия, будет играть в парламенте контролирующую функцию. Если же коалиции не будет между другими силами, то должен последовать роспуск парламента и новые выборы", — заявил Бахчели на митинге своих сторонников в Анкаре.

Остается дождаться заявления оппозиционной НРП. Но и у нее слишком много разногласий с президентом — начиная с заявлений, что ПСР помогает террористам ИГ, и заканчивая обвинением правительства в гибели 301 горняка 13 мая 2014 года на шахте в городе Саме в иле Маниса. Напомним, тогда депутат НРП от Маниса Озгюр Озель заявлял, что неоднократно поднимал в парламенте вопрос о безопасности в частных шахтах, но до аварии власти игнорировали этот вопрос.

Реклама

ЭКСПЕРТЫ. "В современной турецкой политике, кроме партий и парламента, есть еще одна важная политическая фигура — президент Тайип Эрдоган. Если бы вместо него президентом был любой другой политик, то здоровое коалиционное правительство, скорее всего, могло было бы быть создано. Но, учитывая личную роль Эрдогана в политике, а также его стратегию, такой возможности, скорее всего, не будет. И в скором времени Турцию ожидают досрочные парламентские выборы", — заявил журналистам турецкий политолог Айдын Сезер.

"Очень много обещал Эрдоган в своей, во многом популистской, президентской программе, но мало что из этого сделано. В этом, главным образом, и кроется сегодняшний результат ПСР, — отметил "Сегодня" редактор портала "Украина по-арабски" Мохаммад Фараджаллах. — Не произошло повышения зарплат, не была достигнута договоренность с ЕС о безвизовом режиме, не подписана ассоциация с ЕС... Серьезно пошатнул позиции Эрдогана арест в декабре главного редактора влиятельной турецкой газеты Zaman Экрема Думанлы, которого власти обвинили в участии в организации госпереворота. После скандала с Zaman, а также постоянного блокирования соцсетей, многие турки поняли, что Эрдоган не демократ, и народ испугался диктатуры. Конечно, из-за своей позиции Анкара потеряла Турецкий Курдистан, потому что здесь главное — национальный вопрос. Есть потери и на международном направлении, что привело к экономическим потерям. Из-за поддержки "Братьев-мусульман" и экс-президента Египта Мухаммеда Мурси, Анкара разругалась с Египтом, Саудовской Аравией и ОАЭ. Его международная политика — против арабского мира". Эксперты отмечают, что договоренностям Эрдогана с президентом РФ об открытии газопровода "Турецкий поток" пока ничего не угрожает: турки при любой власти заинтересованы в дешевых энергоресурсах.