Почему россияне любят Путина: историк объяснила феномен

30 января 2018, 07:48
Президент России избрал ту форму правления, при которой народу трудно сделать выбор и отказаться от предложенного

Фото: gettyimages

Владимир Путин воплотил в жизнь новую форму авторитарной политики: он преподносит себя не как строгий отец, а как старший друг. Такое мнение высказала американский историк и профессор Холли Кейс в интервью немецкой газете Die Zeit. По словам Холли Кейс, такую же политику вслед за Путиным избрали турецкий лидер Раджеп Эрдоган и премьер Венгрии Виктор Орбан.

Как сообщалось, президент России уже побил рекорд "вечного Брежнева" по нахождению у власти и хочет остаться еще на шесть лет, ведя страну к многолетней стагнации.

Реклама

Сегодня складывается впечатление, что авторитарные структуры возвращаются. Владимир Путин поддерживает развитие в России в стиле "нелиберальной демократии", расширяя власть как в стране, так и за ее пределами. Точно так же поступают Орбан и Эрдоган. Кейс уверяет, что в англоязычном пространстве уже начинает утверждаться представление о "новых авторитарных правителях".

Раньше авторитарные лидеры требовали от своих граждан больших жертв, и это сильно отличает их от современных властителей, еще не включивших требование подобной жертвенности в свои политические программы.

Тем не менее критиков и инакомыслящих преследуют зачастую очень жестко, вплоть до репрессивных мер, применяя скрытые инструменты давления. Например, людям затрудняют поиск работы по политическим мотивам.

Реклама

По замечанию профессора, сегодня авторитарные режимы не затевают крупных и амбициозных проектов по модернизации или индустриализации, обещающих людям лучшее будущее, как это было прежде. Они не пытаются создать лучшего человека или изменить своих граждан. Напротив, они делают упор на то, чтобы человек чувствовал себя довольным, не меняясь.

"Речь не столько о реализации крупных политических проектов, сколько о том, чтобы объяснить, почему ничего не происходит — и почему это хорошо", — рассказывает профессор истории.

Кроме того, раньше авторитарные политики делали ставку на харизму личности и выступали в роли "отцов", а сейчас новых форм культа личности нет, уверяет она. Новых авторитарных правителей вполне устраивает роль заботливого друга. По версии Кейс, образ отца в последнее время тоже изменился: сегодня это в первую очередь тот, кто защищает своих детей и следит за тем, чтобы они не попадали в неприятности, а не тот, кто строг с ними и говорит им, что делать.

Реклама

При этом новые авторитарные правители, и Путин в частности, по-новому формулируют ожидания, предъявляемые к будущему.

"Они определяют, кто и при каких обстоятельствах может ожидать, что его положение улучшится. Тех, кто не попадает в эту категорию, исключают и маргинализируют" , — поясняет историк.

В то же время такое положение дел уменьшает давление на правительство, потому что не все оказываются вправе ожидать улучшений. Можно сказать, что новые авторитарные власти хотят уйти от ответственности за мрачные перспективы на будущее, заключает Холли Кейс.

Людей приучают не ждать от будущего многого, и если раньше граждан увлекали идеями утопического будущего, то теперь прославляется прошлое. Проще всего вернуться к традиционным факторам, а потому во всех новых авторитарных государствах можно наблюдать возрождение трех элементов: патриархальных структур, национализма и религии, подчеркнула американский историк Холли Кейс.

Напомним, по мнению западной прессы, даже при наличии видимого плюрализма и свободы в современной России нынешний ее глава Путин опередил советского диктатора Иосифа Сталина.

По мнению же российского обозревателя, российская власть делится на две группировки. На данный момент нет оснований, чтобы произошел раскол, но в будущем такой сценарий очень реален.