Авиасалон в Фарнборо глазами украинцев

21 июля 2014, 07:20
Посетителям авиасалона в Фарнборо представили бюджетный истребитель и дали померять "парамотор"

/ Фото: Анастасия Искрицкая

/ Фото: Анастасия Искрицкая

Реклама

В пригороде Лондона завершился 49-й аэрокосмический салон Фарнборо-2014, второе крупнейшее авиамероприятие Европы после французского Ле-Бурже. Около 1500 компаний-участниц из 40 стран представили достижения авиационной и космической отрасли: гражданские самолеты, вертолеты, истребители, системы безопасности, навигацию, двигатели, другие комплектующие. По предварительным оценкам, за недельную работу выставки – с 14 по 20 июля – ее посетили около 200 тысяч человек. Но рекордным нынешний авиасалон может оказаться по другой причине: только в первый день здесь заключено контрактов почти на $42 млрд, что в три раза больше, чем в 2012-м (мероприятие проходит раз в два года. – Авт.).  

ФИШКИ. На авиасалоне было на что посмотреть. Любопытной оказалась новинка американского военного авиапрома – легкий штурмовой и разведывательный самолет "Скорпион" компании Textron. Эта разработка была создана всего за 23 месяца и уникальна тем, что открывает новую эру в производстве бюджетных машин такого класса, поскольку стоит всего $20 млн при средней цене аналогов в $60-150 млн. Интерес посетителей вызвал и параглайдер (параплан с мотором. – Авт.). "Этот аппарат подойдет тем, кто мечтает о полетах, но не может позволить себе личный самолет. А еще параглайдер могут использовать, например, полицейские, которым с воздуха нужно обследовать территорию. Хотя парамотор кажется большим и неповоротливым, он прост в управлении, и может складываться для перевозки в авто", – поясняет представитель компании-производителя Том Брюн. Средняя цена параглайдера – $4-10 тыс. Особое внимание привлек и самый скоростной автомобиль в мире – Bloodhound. По словам британских ученых, в 2016 году планируется установить новый рекорд скорости – 1600 км/ч. Для этого эксперимента специально будет создан путь длиной 19 км и шириной 3,2 км. Если британцы установят новый рекорд, то, по сути, это станет прорывом, поскольку последнее достижение такого рода было зафиксировано в 1997-м: тогда на авто Thrust была достигнута отметка 1223 км/ч, то есть больше скорости звука – 1192 км/ч.

А ЧТО НАШИ. Украинский авиапром представили ГП "Антонов", ГК "Укроборонпром", АО "Мотор Сич". Антоновцы говорят, что не привезли сюда самолетов, поскольку готовых новинок нет, а везти уже известные модели – дорого. Авиастроители обещают в следующем году на Ле-Бурже представить новую разработку – Ан-178. Как рассказал "Сегодня" директор завода Николай Подгребельный, его первый полет планируется на 2015-й: "Это Ан-12 в старом исполнении по грузоподъемности до 20 тонн. Сегодня у данной машины нет конкурентов в ее классе. Поэтому и новый самолет будет пользоваться спросом. Ан-178 экономичнее и меньше, но фюзеляж остался как у Ан-12. То есть БТРы, морские контейнеры загружаются без проблем". По словам главного конструктора "Антонова" Григория Рудюка, украинские стенды пользуются повышенным интересом: "Приходят, задают вопросы о теххарактеристиках. Интересуется Ближний Восток, Латинская Америка, Индия, Китай. Наши самолеты известны во всем мире в нише грузового транспорта, здесь у нас уже многолетняя репутация одного из лучших производителей. Ценность антоновской техники в том, что самолеты неприхотливы в обслуживании, летают или садятся там, где другие не могут. Для "грузовика" это очень важно, соответственно, и заказы на самолеты есть. К примеру, сейчас выполняем заказ для кубинцев на поставку десяти аппаратов. А недавно Казахстан изъявил желание приобрести у нас два самолета Ан-148 для МЧС – санитарный и штабной".

БУДУЩЕЕ. И все же окажется ли будущее "Антонова" таким же безоблачным, как небо авиасалона Фарнборо, – авиапроизводители не берутся прогнозировать. По мнению Николая Подгребельного, сегодня предприятию нужна поддержка государства: "Это мировая практика, когда авиапредприятия делают самолеты для правительства. Можем делать самолеты, в частности для нужд Минобороны. Нам нужен заказ хотя бы на 4-6 самолетов в год, а это $100 млн, чтобы шла базовая загрузка завода. Стабильный заказ позволит получить оборотные допсредства, и тогда завод может развиваться, что в условиях кризиса немаловажно". 

Наши студенты: смотрели Airbus  и любовались проводами

Авиасалон в Фарнборо посетили и 20 лучших студентов ХАИ и НАУ, которые попали сюда благодаря Фонду Бориса Колесникова. Организация устроила конкурс "Авиатор" среди талантливых украинских студентов, победители и отправились на выставку в Лондон. Молодой десант побывал в шале концерна Airbus, пообщался с украинскими авиастроителями, опробовал новинки выставки.

Молодежь решили удивить самым большим пассажирским авиалайнером в мире Airbus А380. Его называют летающей гостиницей: здесь могут поместиться 853 человека и, если заказчик пожелает, установят ресепшн, душ, номера с кроватями. Правда, не эта начинка интересовала студентов: особенность выставочного самолета – провода, электроника, изоляция показаны тут без обшивки. "Это наша испытательная база, причем самолет может подняться в небо. Прежде чем идею пустить в производство, ее отрабатываем тут. К примеру, тут проверялся двигатель "Роллс-Ройс", его планируем использовать в наших самолетах в 2015-м", – отмечает маркетолог Airbus Зузанна Грекова. "Понравился пульт бортового инженера, где видны рабочие циклы самолета и можно ликвидировать перебои", – делится студентка ХАИ Елена Думбадзе.

Парни и девушки провели в Фарнборо три дня. "Важно получить максимум информации, ведь скоро мы будем работать с этими технологиями", – говорит студентка НАУ Виктория Руденко.