В российском автопроме разбились "Ё-мобиль" и Marussia

9 апреля 2014, 07:25
Из-за нехватки денег закрылись самые амбициозные проекты российского автопрома

Marussia. Есть тридцать тестовых экземпляров спорткара, четыре из которых были проданы

Не удалось России войти в число стран с передовым автопромом: в понедельник стало известно о закрытии проекта миллиардера Михаила Прохорова по разработке доступного гибридного автомобиля "Ё-мобиль", а также о приостановке проекта шоумена и гонщика Николая Фоменко по созданию спортивного автомобиля Marussia.

ПРИЧИНЫ. Серийное производство народного "Ё-мобиля", презентация которого состоялась в 2010 году, должна была начаться через год. Однако частный фонд Прохорова ОНЭКСИМ, который владел 85% акций дочерней структуры "Ё-Авто", пришел к заключению, что этот гибрид не будет рентабельным, и решил отказаться от автомобилестроения. Власти России требовали, чтобы стоимость народного автомобиля не превышала 400 тысяч руб. ($11 200). Но реальная продажная цена машины с учетом рыночной конъюнктуры, по расчетам, составила бы примерно 1 млн руб. ($28 000).

Реклама

Ё-мобиль. Успели собрать только три таких машины

Проект по созданию спорткара Marussia для гонок Формула-1 "сдулся" из-за прекращения финансирования. В отличие от коммерческого проекта "Ё-Авто", этот проект под названием "Кортеж" был правительственным, и причины приостановки его финансирования пока не известны. Все договоренности о подготовке производства автомобилей Marussia на финском предприятии Valmet Automotive прекращены. Тем не менее мир получил 30 опытных тестовых экземпляров гоночной "Маруси", четыре из которых были проданы.

Реклама

БУДУЩЕЕ. ОНЭКСИМ передал всю конструкторскую документацию, а также исключительные права на уникальные разработки кузова и шасси "Ё-мобиля" государственному Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ). Институт получил все разработки по чисто символической цене в 1 евро, но пока не знает, что делать с этим багажом. Также продадут, но не ясно, по какой цене, недостроенный завод под Санкт-Петербургом, на котором должны были производиться "Ё-мобили". По некоторым данным, не получило государство уникальных разработок конструкторского бюро "Ё-Авто" — суперконденсаторы и электрическую трансмиссию. Их продадут одной из зарубежных компаний по рыночной цене.

В НАМИ попали и разработки по Marussia, а также в полном составе туда переходят инженеры конструкторского бюро.

Эксперты авторынка России считают, что на сегодня будущего ни у "Ё-мобиля", ни у Marussia нет. "В ближайшее время не ожидается подъема российского рынка и увеличения покупательной способности, а значит, не будет ресурсов на эти весьма затратные проекты, — прокомментировали нам в редакции журнала "Автопанорама". — Разработка народного автомобиля, скорее всего, будет отложена на годы, а вот у спорткара шансы еще есть — этот проект выставили на продажу и, возможно, найдется богатый энтузиаст, готовый вложиться в "Марусю".

Реклама

Стоит отметить, что еще в момент зарождения "Ё-проекта" критики говорили о его нежизнеспособности, а всю затею они считали лишь эффектным пиар-ходом, связанным с избирательной кампанией Прохорова.